Video Thumbnail

Лекция 5, Интерактивная и перцептивная стороны общения, Андреева Г.М.

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова01:22:19
https://www.youtube.com/watch?v=yY5l97ZVGk4

Содержание

Краткое резюме

  • Общение имеет две ключевые стороны: коммуникативную (обмен информацией) и интерактивную (взаимодействие через обмен действиями в совместной деятельности).
  • Психологическое содержание взаимодействия включает учёт планов партнёров, восприятие собственного и чужого вклада, а также степень вовлечённости.
  • Существуют разные модели структуры взаимодействия: теория действия Толкотта Парсонса, стадийный подход Яна Щепански, транзактный анализ Эрика Берна.
  • Транзактный анализ выделяет три позиции в общении — Родитель, Взрослый и Ребёнок — и подчеркивает важность совпадения позиций, ситуаций и стилей взаимодействия для эффективности общения.
  • Виды взаимодействий делятся на кооперацию и конфликт, причем в социальной психологии конфликт изучается как социально-психологический феномен, включающий психологическую сторону.
  • Конфликты бывают деструктивными (направленными на личность, с экспансией и эскалацией) и продуктивными (основанными на разногласиях по вопросам предмета, способствующими росту и улучшению кооперации).
  • Оптимальные стратегии поведения в конфликте включают "подставь другую щёку", отступление и активные действия.
  • Для экспериментального описания взаимодействий применяются различные методики, в частности классификация Роберта Белса, теория диадического взаимодействия Тибо и Келли с дилеммой узника.
  • Взаимодействия можно также классифицировать по видам совместной деятельности: совместно индивидуальная, последовательно совместная и совместно взаимодействующая.

Коммуникативная и интерактивная стороны общения

Общение традиционно воспринимается как обмен информацией между людьми, возникающий в рамках совместной деятельности. Первым шагом в анализе общения была характеристика коммуникативной стороны — обмена знаниями и сведениями.

Однако для эффективной организации совместной деятельности у участников появляется ещё одна важная потребность — координировать свои действия. Это формирует вторую сторону общения — интерактивную, или взаимодействие через обмен действиями.

«Обмен действиями — не просто механика совместной работы, а глубокая психологическая реальность, требующая учёта планов партнёров, осознания собственного вклада и эмоциональной вовлечённости.»

Психологическое содержание взаимодействия

Работы Ча Ломова и других учёных выделяют три ключевых аспекта:

  1. Учёт планов друг друга — каждый участник должен представлять планы действий партнёра.
  2. Восприятие вклада — важна адекватная оценка своего и чужого вклада; часто свой вклад субъективно переоценивается.
  3. Степень вовлечённости — эмоциональный настрой и деловая активность участников могут различаться.

Концепции структуры взаимодействия

Теория действия Толкотта Парсонса

Парсонс выделил пять компонентов взаимодействия:

  • Я (субъект)
  • Партнёр
  • Нормы взаимодействия
  • Ценности, лежащие в основе норм
  • Ситуация (контекст)

Формула Парсонса признана универсальной, но излишне абстрактной, что затрудняет её применение в эмпирических исследованиях.

Стадии взаимодействия по Яну Щепански

Щепански выделяет стадии:

  • Пространственный контакт — совместное нахождение в одном месте.
  • Психологический контакт — взаимная заинтересованность и настрой на взаимодействие.
  • Социальный контакт — начало внесения вклада каждым в процесс.
  • Сам акт взаимодействия — реализация совместных действий.

Транзактный анализ (Эрик Берн и др.)

Особое внимание уделяется позициям участников и их сочетанию:

  • Родитель: позиция «надо» — нормативные установки.
  • Взрослый: позиция «надо и хочу» — рациональное взаимодействие.
  • Ребёнок: позиция «хочу» — эмоциональные и импульсивные реакции.

«Оптимальное взаимодействие — когда позиции партнёров совпадают, что обеспечивает синхронность и понимание.»

Пример:

  • Жена сообщает мужу о порезанном пальце из позиции Взрослого → Муж отвечает аналогично — это дополнительная транзакция.
  • Если муж отвечает из позиции Родителя, а жена из Взрослого — транзакция становится пересекающейся и ведёт к конфликту.

Ситуации и стили взаимодействия

Классификация ситуаций

  • По Майклу Аргайлу: официальные, случайные, формальные, асимметричные (начальник — подчинённый, учитель — ученик), технологические.
  • По Эрику Берну: ритуальные (без реального взаимодействия), ситуации игр (политические, психологические).
  • По Алексею Леонтьеву: социально ориентированные, предметно ориентированные, личностно ориентированные.

Стили взаимодействия

  1. Ритуальный стиль — соблюдение социальных норм, без реальной рабочей цели (например, приветствия).
  2. Манипулятивный стиль — попытка повлиять на поведение партнёра, часто навязывание.
  3. Гуманистический стиль — ориентация на совместное достижение оптимального результата и взаимообогащение.

«Самоподача и создание образа играют важную роль, но могут привести к трагедиям, если партнеры оценивают друг друга по вымышленным характеристикам.»


Виды взаимодействия: Кооперация и конфликт

Кооперация

Это согласованное, взаимовыгодное взаимодействие участников совместной деятельности, где усилия синхронизированы для достижения общей цели.

«Кооперация строится на положительном взаимном влиянии, что усиливает результат всей группы.»

А. А. Леонтьев выделял особенности совместной деятельности, в которой действия каждого зависят от действий других, формируя позитивные отношения.

Конфликт

Конфликт — столкновение противоположных интересов, мнений или позиций, которое становится предмельным для социальной психологии, если присутствует психологическая составляющая и осознание конфликта.

  • Деструктивный конфликт обычно переходит на личности, сопровождается расширением (экспансией) и углублением (эскалацией) конфликта.
  • Продуктивный конфликт — разногласия по предмету, ведут к развитию кооперации, компромиссу и улучшению решения проблем.

Американский психолог Мортон Дойч разделял конфликты на деструктивные и продуктивные, подчеркивая возможность развития конструктивного диалога.


Экспериментальное изучение взаимодействия

Методика Роберта Белса

Белс выделил четыре основные категории взаимодействия в малой группе:

  • Позитивные эмоции
  • Предложения по решению проблем
  • Другие формы взаимодействия
  • Негативные эмоции

Для регистрации взаимодействий применяются специальные схемы наблюдения и записи.

Теория диадического взаимодействия Тибо и Келли

Используется математическая теория игр, в частности дилемма узника. Модель демонстрирует выбор стратегий двух участников, где оптимальное решение зависит от предположений о поведении партнёра.


Формы совместной деятельности и их влияние на взаимодействие

Профессор Уманский выделил три формы совместной деятельности:

  1. Совместно индивидуальная — участники работают по отдельности, лишь суммируя результаты.
  2. Совместно последовательная — каждая стадия зависит от предыдущей (например, конвейер).
  3. Совместно взаимодействующая — активное взаимное влияние и координация действий (научный коллектив).

Характер взаимодействия и проблемы восприятия партнёра зависят от типа совместной деятельности.


Таким образом, взаимодействие — сложный многоаспектный процесс, который требует понимания как структурных компонентов, так и психологических механизмов для успешного общения и совместной деятельности.