Video Thumbnail

Беседа 4 из цикла о молитве. 2 ноября 2000 г.

Друзья Фонда митрополита Антония Сурожского55:30
https://www.youtube.com/watch?v=rI-CKlNfeU4

Содержание

Краткое резюме

  • Молитва — это не просто слова ума, а глубокое переживание души и сердца, обращение к Святой Троице с живым чувством.
  • Обращение к Богу как к Отцу, Сыну и Духу Святому — выражение полной устремлённости и упования на них.
  • «Отче наш» — призыв к внутреннему подвигу любви и принятия ближних, даже если они чужды или враждебны.
  • Христос — путь, истина и жизнь, через Него мы приближаемся к Богу и познаём Его свет, который поначалу ощутим лишь отдалённо.
  • Тайна смерти и любви Бога проявляется в жертвенной любви Христа, которая ведёт к духовному возрождению и сопричастности к Божественному свету.
  • Храм и молитва — место встречи с Богом, где проявляется таинство Святой Троицы и излияние Святого Духа на мир.

Молитва как живое обращение к Святой Троице

Размышляя о молитве, автор приходит к открытию, что молитва — это не просто механическое произнесение слов из головы, а живое переживание души и сердца. Особенное значение для него приобретает обращение «Отче наш», в котором выражается не только интеллектуальное признание Бога как Отца, Сына и Духа Святого, но и глубокое личностное чувство.

«Первая формулировка — утверждение ума, вторая — живое обращение сердца».

Эти слова вырастают из личного опыта и устремлённости, словно стрела, к Богу-Отцу, который является для верующего упованием и прибежищем.


Упование на Отца, устремлённость Сына и роль Святого Духа

Отец воспринимается как источник надежды и покровитель, к которому обращается всё существо человека. В Евангелии от Иоанна подчёркнуто, что Сын устремлён не просто с Богом, а к Богу, что выражает интенсивность и глубину их отношения.

«Вся любовь Сына — это устремленность к Отцу, полной преданности и близости».

Учение Христа о молитве «Отче наш» служит не только индивидуальным обращением, но и программой внутреннего подвигa — преодоления вражды, неприязни, в том числе к тем, кто кажется чужим или враждебным. Живое осознание общности с Божьими детьми требует от нас признать всех людей своими братьями и сестрами.


Значение слова «наш» и братство во Христе

Когда молимся «наш отец», мы не просто говорим о Боге, но утверждаем единство с другими, которые тоже дети Божии.

«Я не могу исключить никого из круга тех, кого называю братом; это требует смирения и внутренней честности».

Подлинное осознание себя как брата или сестры во Христе означает, что Бог становится «нашим» Отцом, — не только Его сынами, но и нас. Это одновременно и великая радость, и священный трепет.


Постижение Божьей тайны и свет Божий

Представление о Боге сопряжено с необозримой глубиной и тайной. Апофатические отцы церкви часто подчёркивают, что Божий свет настолько велик и непостижим, что даже малое созерцание его обращает человеческий взгляд в темноту.

«Мы ослепляемся от света, но именно во Христе можем улавливать отблеск этой божественной славы».

Святой Григорий Палама говорит, что ангелы — это вторичные светила, не способные узреть первоисточник, но отражающие и передающие Божий свет. Нам же предназначено стать причастниками этого света через единение с Христом.


Христос как Прибежище и Образ Отца

Христос выступает для верующих истинным прибежищем, открывающим нам образ Отца, который иначе недоступен. Он — воплоти Божия суть и тайна, проявление божественной любви и света.

«Христос — это купина неопалимая, близость к которой требует смирения и очищения сердца».

Наше приближение к Богу через Христа — это путь смирения, преобразования и раскрытия сердца, которое должно «отделиться», чтобы принять свет.


Дух Святой — источник жизни и огня

Дух Святой описывается как огонь, который «проникает во всю глубину», даёт внутреннее тепло и обновление. Но этот огонь — не просто символ, а живой опыт божественного присутствия.

«Если мы находимся близко к источнику огня, то его тепло становится частью нас, иначе красота огня остаётся просто созерцанием и не согревает».

Познание Святого Духа и Его действия в нас — процесс долгий и требует духовного роста.


Христос — путь, истина и жизнь

Через Христа мы открываем путь духовного преображения, постижения истинной жизни и истину, которая есть полнота реальности, неподдельная и абсолютная.

«Истина — не что-то относительное, а единственное, что полностью соответствует действительности».

Апостол Павел не скрывает, что в Церкви неизбежны разногласия, так как понимание Бога и духовного опыта у разных людей глубоко индивидуально. При этом важно стремиться к взаимному слушанию и более глубокому пониманию.


Тайна смерти и любви Божией

Любовь, которая доходит до смерти, — центральный аспект христианской веры. Святой Григорий Богослов говорит о том, что в Святой Троице любовь настолько безгранична, что «каждый забывает о себе ради другого», проявляя высшую взаимность.

«Чтобы спасти человека, Сын стал человеком и умер его смертью — это единство любви и самопожертвования».

Это тайна, которую можно постигать лишь в глубинах духовного опыта.


Молитва и храм как пространство встречи с Богом

Храм — не простое здание, а пространство, где таинство Святой Троицы проявляется и действует:

  • Алтарь — центр богослужения и таинств, источник Божьего света и спасения.
  • Притвор — место, где Святой Дух изливается на весь мир, распространяя Божью жизнь.

Молитва — это вход в это пространство, возможность встретиться с Богом и преобразиться через Его присутствие и любовь.


Заключение

Молитва «Отче наш» — это не просто слова, а глубинное обращение души ко Всевышнему, выражающее наше стремление жить в Боге, принять Его любовь и исполниться Его светом. Через Христа мы познаём Отца и приобретаем внутреннее прибежище, а Дух Святой обновляет наше сердце, делая нас причастниками вечной жизни и тайны Божьей любви.

«Я весь устремлён к Тебе, Господи, и ничего другого не ищу, потому что знаю, что Твоя любовь охватывает всех».

Это путь долгого духовного роста, подвига, внутренней борьбы и радостного постижения присутствия Бога в жизни человека и мира.