Video Thumbnail

2689 Cытина Процесс обучения обзор подходов Часть 2

BSPUVideo01:16:23
https://www.youtube.com/watch?v=qyegsVBK_mU

Содержание

Краткое резюме

  • Обучение — это системный процесс, включающий цель, содержание, методы, формы и результаты.
  • Цель обучения — предвосхищение будущего результата, в отличие от дидактической задачи — конкретных шагов для её реализации.
  • Усвоение знаний проходит через уровни: знание → понимание → применение → анализ → синтез → оценка.
  • Содержание образования включает не только факты и понятия, но и способы деятельности, творческие умения и эмоционально-ценностные отношения.
  • Методы обучения направлены на достижение целей и могут быть репродуктивными, продуктивными и творческими.
  • Организационные формы обучения — способы взаимодействия во времени и пространстве (индивидуальные, групповые, коллективные).
  • Результатом обучения служат обученность (фактически освоенные знания и умения) и обучаемость (готовность к обучению и развитию).
  • Важна зональность развития: зона актуального развития (что ученик умеет делать самостоятельно) и зона ближайшего развития (что может освоить с помощью).
  • Качественное обучение требует понимания взаимосвязи всех компонентов: целей, содержания, методов, форм и контроля результатов.

Основы процесса обучения и целеполагания 🎯

Обучение — это сложный и многокомпонентный процесс, состоящий из четко взаимосвязанных элементов. Важно правильно определить цель, от которой зависит содержание, методы и формы обучения, а также результат, к которому стремится преподаватель и ученик.

Цель обучения — это предвосхищение желаемого результата, а не просто набор задач. Задачи — это практические шаги реализации цели, например, изучение нового материала, закрепление, обобщение или контроль. При этом основная задача всегда одна, остальные служат ей.

«Цель — это предвосхищение будущего результата; задача — пошаговая реализация цели.»


Этапы усвоения знаний и уровни обучения 📚

Процесс усвоения знаний строится по ступеням, каждая из которых необходимо освоить для перехода к следующей:

  1. Знание — узнавание, обозначение, перечисление фактов, понятий, законов. Это базовый уровень, без которого не может быть дальнейшего обучения.
  2. Понимание — интерпретация знаний, умение объяснить, доказать, установить взаимосвязи.
  3. Применение — использование знаний и понимания в стандартных ситуациях, решение типовых задач (репродуктивный уровень).
  4. Анализ — выделение частей и выявление отношений в учебном материале.
  5. Синтез — соединение элементов в новое целое.
  6. Оценка — критическая оценка и выработка собственных позиций.

Первые три уровня — репродуктивные, четко проверяемые на текущем и итоговом контроле. Последние три — продуктивные, творческие, формируют профессиональное и аналитическое мышление.

«Продуктивный уровень усвоения — это умение мыслить, анализировать, синтезировать и оценивать.»


Содержание образования: компоненты и качества знаний 🧠

Содержание обучения включает четыре основных компонента:

  1. Знания — учебная информация, осмысленная и личностно усвоенная. Среди них:

    • Термины и понятия (база для науки и дисциплины),
    • Факты и законы,
    • Теории и методологические знания,
    • Оценочные знания (ценностное отношение, понимание смысла).
  2. Способы деятельности — умения и навыки, которые включают как универсальные (чтение, письмо, умение выделять главное), так и специальные профессиональные умения.

  3. Способы творческой деятельности — развитие творческого мышления: умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, анализировать и создавать новое.

  4. Опыт эмоционально-ценностного отношения — формирование мотивации, ценностей и отношения к профессии, предмету и окружающему миру.

Качество знаний определяется полнотой, глубиной, оперативностью, гибкостью, систематичностью, конкретностью, осознанностью и прочностью.

«Знание — это то, что осталось, когда всё остальное забыто.»


Методы обучения и их классификация 🔍

Методы — это системы приемов и действий преподавателя и ученика, направленные на усвоение определенного содержания и достижение целей.

Основные группы методов:

  1. Методы стимулирования мотивации — формируют готовность и желание учиться.
  2. Методы организации деятельности — планирование и проведение учебной работы.
  3. Методы контроля, оценки и самопроверки — отслеживание усвоения, коррекция.
  4. Методы развития творчества — проблемное обучение, эвристические беседы, постановка проблем и формулировка гипотез.

Каждый метод ориентирован на определённый уровень усвоения и вид содержательной деятельности.

«Методы — это инструменты для реализации целей через содержание; метод выбирают в зависимости от желаемого результата.»


Организационные формы обучения ⏰🏫

Формы обучения — это способы организации взаимодействия между преподавателем и обучающимися во времени и пространстве. Это может быть:

  • Индивидуальная работа,
  • Групповая работа,
  • Коллективная деятельность.

Форма объединяет цели, содержание и методы и определяет, как именно будет проходить занятие.

«Организационная форма указывает, когда и где происходит обучение, а также каким образом взаимодействуют участники.»


Результаты обучения: обученность и обучаемость 🎓

Результат обучения — это не только то, что ученик выучил, но и его готовность к обучению и дальнейшему развитию.

  • Обученность — фактически усвоенные знания, умения, навыки, состояние развития.
  • Обучаемость — способность и готовность усваивать новое, ориентироваться в новых условиях, проявлять инициативу, настойчивость, восприимчивость к помощи, самообучаемость и работоспособность.

Эти характеристики формируют основу для дальнейшего самосовершенствования.

«Обучаемость — это готовность и способность переходить от известного к новому, адаптироваться и развиваться.»


Зоны развития и роль преподавателя 🧩

Используется теория зон развития Л. Выготского:

  • Зона актуального развития — что ученик может сделать самостоятельно.
  • Зона ближайшего развития — что он может освоить с помощью (учитель, сверстники).

Обучение должно строиться так, чтобы ученик постоянно продвигался из зоны актуального в ближайшую, развивая мышление и творчество.

«Развитие происходит благодаря сотрудничеству и постепенному расширению зоны ближайшего развития.»


Итоги и рекомендации по организации обучения

  • Все компоненты процесса обучения (цели, содержание, методы, формы, результат) взаимосвязаны и должны рассматриваться как единое целое.
  • Правильное постановление целей позволяет адекватно подобрать содержание и методы.
  • Контроль должен включать проверку как репродуктивных, так и продуктивных (творческих) уровней усвоения.
  • Формирование творческих умений — обязательная часть современного образования.
  • Для эффективного обучения преподаватель должен владеть глубокими методологическими знаниями и уметь применять соответствующие методы и формы.
  • Оценка знаний учащихся должна учитывать не только фактические знания, но и понимание, применение, анализ, синтез и оценку.

«Без основ методологии невозможно достичь качественного и эффективного образовательного процесса.»


Таким образом, процесс обучения — это сложная, но системная деятельность, основанная на четком взаимопонимании целей, содержании и методах, направленная на формирование не только знаний, но и творческих способностей, а также готовности к дальнейшему развитию.