Video Thumbnail

А будет ли будущее? Как мечты инженеров воплощаются в жизнь

Асафьев Стас55:49
https://www.youtube.com/watch?v=l7pZzrfCxSE

Содержание

Краткое резюме

  • Автомобиль — не просто транспорт, а часть жизни и культуры, с которой человечество связано уже 140 лет.
  • Норман Гедос в 1939 году предсказал будущее с автоматизированными дорогами и автономными машинами — идеи, опережающие своё время.
  • В 1958 и 1977 годах в США и Японии появились первые прототипы полуавтономных автомобилей с элементами автопилота и круиз-контроля.
  • В 1990-х годах немецкий инженер Эрнс Дикманс с применением компьютерного зрения сделал первый реально автономный автомобиль.
  • Современный автономный транспорт использует нейросети, лидары, камеры и сложные алгоритмы для безопасного передвижения.
  • В России Яндекс разрабатывает и успешно тестирует автономные грузовики с системой самобучения, но роль человека-водителя-испытателя остаётся критичной.
  • Автономный автомобиль — это мощный инструмент, способный улучшить безопасность и логистику, но не замена индивидуальному желанию и контролю за рулём.

Автомобиль: часть нашей жизни и культуры 🚗

Автомобили присутствуют в жизни человека уже более 140 лет, и за это время они стали не просто средством передвижения, а важной частью культуры и личной свободы. Для многих машина — это «член семьи», верный помощник и предмет гордости. Управление автомобилем с его мощью, рычанием двигателя и переключением передач — это особый драйв и статус в обществе.

Однако, есть и практический взгляд: автомобиль — это просто инструмент для перемещения из точки А в точку Б. Ключевую роль всегда играет человек за рулём — он определяет маршрут, скорость, время и безопасность движения. Машина лишь помогает, но не принимает решений.


Закат классического управления: автономные автомобили на подходе 🚘🤖

Современный мир уже стал свидетелем стремительного внедрения систем помощи водителю — от антиблокировочной системы (ESP) до расширенного круиз-контроля и частичной автономии. Автономные автомобили постепенно появляются на улицах городов, доставляя заказы или перемещаясь без участия людей. Беспилотный транспорт становится реальностью.


Истоки идеи автономных дорог и футуристическое видение Нормана Гедоса (1930-е годы) 🏙️🚦

На знаменитой выставке 1939 года в Нью-Йорке в павильоне General Motors была представлена Футурама — модель города будущего, созданная театральным дизайнером Норманом Гедосом.

Гедос предложил концепцию:

  • Шестиполосные автомагистрали с разделителями для встречного движения и полоса с разным скоростным режимом.
  • Отсутствие перекрестков — только развязки и развилки для повышения безопасности и скорости.
  • Разделение города на пешеходный верхний уровень и транспортный нижний, где размещались парковки и сервисы.
  • Автомобили, самостоятельно поддерживающие дистанцию с другими машинами и скорость без вмешательства человека.

Это был моторвей — сеть дорог с встроенными металлическими кабелями для связи с авто, оснащёнными радарами и системами управления рулём.

«Весь за год выставку посетили более 44 млн человек. Футурама стала самым посещаемым павильоном с двумя миллионами посетителей в июле.»

Однако, технология радиолокации и автоматики тогда была ещё слишком сырой, а идея проложить кабели по всей стране — слишком дорогой и непопулярной.


Первые шаги автопилотов и круиз-контроля (США, 1950-60-е) ⚙️

  • В 1958 году General Motors продемонстрировали полуавтономную Chevrolet, которая могла рулить, используя проложенные в дороге кабели и радиолокаторы, но водитель контролировал газ.
  • В том же году Chrysler изобрёл первую версию круиз-контроля (спидостат), который удерживал постоянную скорость путём механического воздействия на педаль газа, снижая нагрузку на водителя.

Несмотря на прогресс, идея полностью автономных дорог провалилась из-за нежелания людей терять контроль над автомобилем и высокой стоимости инфраструктуры.

«Я хочу сам управлять своим шестиметровым малышом на V8!»


Япония и появление камер в системе автопилота (1977) 🇯🇵📷

Toyota в 1977 году представила Crown — автономный автомобиль с телевизионными камерами, передающими изображения на компьютер.

Особенности:

  • Машина могла самостоятельно регулировать скорость и тормозить перед препятствиями.
  • Камеры фиксировали лютый контраст (чёрный/белый) для распознавания объектов, что требовало специально окрашенных столбов и препятствий на тестовом полигоне.

Эта технология стала прототипом современных систем и до сих пор применяется в калибровке автопилотов. Crown получил прозвище «умный автомобиль».


Европа и переход от кабелей к компьютерному зрению: Эрнс Дикманс и проект Vita (1980-90-е) 🇩🇪💡

  • Эрнс Дикманс — немецкий инженер, специалист по автоматическому управлению, посвятивший карьеру развитию компьютерного зрения для автомобилей.
  • В 1986 году он выступил с докладом, где предложил концепт автономного вена без использования кабелей и контрастных меток, только на базе камер и вычислителя.
  • С созданием международной программы Eureka и инвестиций появился автономный вен, прошедший тесты без помощи GPS и лидаров.
  • В 1994 году проект Vita 2 совместно с Daimler-Benz продемонстрировал более 1000 км автономной езды по шоссе в плотном трафике.

«Ernst Dikmans — человек, вдохнувший новую жизнь в идеи автопилота.»

После этого проект получил мировой резонанс, и начался активный рост отрасли, включая внедрение лидаров и новых сенсоров.


Современные технологии и успехи в автономном вождении 🛰️🧠

  • С 2004 года в США проходят соревнования DARPA Grand Challenge, стимулирующие развитие автономников с использованием лидаров, камер и мощных вычислителей.
  • В 2010 году европейские автономные микроавтобусы преодолели 13 000 км от Италии до Китая, собрав 20 ТБ данных для дальнейшего развития.
  • Современные автопилоты используют сложнейшие нейросети, которые учатся не только в реальном мире, но и в симуляциях, обрабатывая огромное количество сценариев.

Как работают нейросети в автопилотах 🤖🧩

  • Нейросети — это слои математических моделей, последовательно обрабатывающих поступающие данные (визуальная информация, радары, лидары).
  • Каждый «слой» выделяет различные признаки: цвет и форму, структуры объектов, сравнивает с базой данных, принимает решение.
  • Автопилот непрерывно учится через опыт водителей-испытателей и симуляции для повышения точности и безопасности.

«Нейросети могут вести автомобиль как опытный водитель — они анализируют и выбирают из множества похожих ситуаций лучшее решение.»


Автономный транспорт Яндекса: от Prius к тяжелым тягачам 🚚🇷🇺

  • Подразделение автономного транспорта Яндекса работает с 2017 года; сначала использовали Toyota Prius универсал, позже Hyundai для тестов.
  • За 7 лет было пройдено более миллиона километров в автономном режиме, выведены на рынок роботы-доставщики.
  • В 2023-24 годах Яндекс начал создание автономных тягачей на базе Shaanxi (ShaМan), оснастил их системами управления тормозом, рулём, газом и аварийками, создал дублирование систем для безопасности.
  • Важно: тягачам требуется длительный цикл обучения — тысячи километров в симуляторах, на полигоне и реальных дорогах.

Технологическая начинка: сенсоры и системы очистки 💡🧼

  • Каждый автономный тягач оборудован 31 сенсором: 6 лидаров, 17 камер, 5 радаров, GPS приёмником.
  • Системы очистки используют сжатый воздух, воду и специальные составы, а степень загрязнения контролируется ML-моделью.
  • HD-карты с точностью до 5 см позволяют автопилоту ориентироваться даже при отсутствии разметки.

Роль человека: водитель-испытатель и обучение автопилота 👨‍✈️🤝🤖

  • За рулём автономного тягача всегда находится высококвалифицированный водитель-испытатель с опытом и курсом контраварийного вождения.
  • Он помогает в сложных и внештатных ситуациях, обучая нейросеть правильным действиям.
  • Этот симбиоз человека и машины обеспечивает безопасность и эффективность движения.

Заключение: автономные автомобили как инструмент, а не замена человеку 🔧❤️

Автомобиль остаётся важной частью жизни, культуры и личной свободы человека. Несмотря на прогресс в автономности, машины без человека — лишь инструменты для логистики, доставки и работы в сложных условиях, где человеку нелегко находиться.

  • Автоматизация и автономия призваны повысить безопасность и эффективность дорог.
  • Свобода владения и управления автомобилем — важный социальный и культурный фактор, который никто не хочет потерять.
  • Автономный транспорт — это эволюция технологий, как изобретение колеса или скоростных поездов, а не их замена.

«Автомобиль — часть нашей жизни. Мы не хотим и не можем представить мир без них, и автономники — просто новое поколение наших любимых машинок.»


Таким образом, история развития автономных дорог и транспорта — это борьба между технологическими возможностями и человеческими желаниями. Но перемены уже здесь, и в ближайшем будущем самоуправляемые машины станут привычным и востребованным инструментом, который сделает нашу жизнь удобнее и безопаснее.