Video Thumbnail

Что делать когда ничего не получается?

PsyEd | Психология и Лекции11:08
https://www.youtube.com/watch?v=hcTQx2DtA3A

Содержание

Краткое резюме

  • Терапия поведения не всегда эффективна, если человеку мешают внутренние, личностные причины.
  • Переход ко второму этапу — терапии причин — связан с неверно поставленными личностными вопросами, которые не оставляют человеку реального выбора.
  • Пример Раскольникова из «Преступления и наказания» демонстрирует личностный вопрос без альтернативы — «я дрожащая или имею право?» — что ведёт к внутреннему краху.
  • Ошибки часто связаны с запутанностью смыслов: биологический, социальный и личностный смысл могут смешиваться и противоречить друг другу.
  • Адекватное волевое действие возможно при реальном выборе, либо–либо, что помогает преодолеть внутренние препятствия и добиться цели.
  • В конечном итоге возможны аутотелические (самоцельные) действия, когда внутренний мотив гармонично совпадает с внешней целью.

Переход от терапии поведения к терапии причин

Когда человек прилагает волевые усилия, но не достигает желаемого результата или получает обратный эффект, проблема обычно лежит глубже — в личностных внутренних установках. Терапия поведения здесь бессильна, потому что трудности исходят из неверной постановки самого личностного вопроса. Именно поэтому возникает необходимость перехода к терапии причин, которая берёт во внимание внутренние мотивы и личностную структуру человека.


Воля и личностные вопросы: взгляд Фрейда и Джемса

Философ Джемс рассматривает волю как центральную силу личности, помогающую развиваться. Напротив, Фрейд видит в воле источник психологической боли и симптомов. По Фрейду волевое усилие — это попытка подавить симптом, но это только усиливает тревогу и приводит к внутреннему параличу, осложняя управление своим поведением.

Здесь ключевая проблема — сама постановка личностного вопроса. Если она неверна, субъект оказывается в ситуации, где реального выбора нет, а действие становится бесплодным и вредоносным.

«Потому что в данном случае, по-видимому, сам личностный вопрос ... поставлен неверно. Неадекватность направленности поведения — источник трудностей.»


Пример Раскольникова: ошибка в личностном вопросе

В качестве иллюстрации рассматривается знаменитый вопрос из романа Фёдора Достоевского: Раскольникова «я дрожащая или право имею?». Он идёт на убийство, считая, что совершает волевое усилие. Но этот вопрос не предлагает реального выбора — отсюда и личностный крах героя.

Автор подчёркивает, что это не моральная оценка, а анализ ошибки в постановке вопроса. Альтернатива «быть или не быть» отсутствует, и результатом становится невротический порочный круг.


Путаница смыслов и роли

Неверная постановка вопроса часто связана с путаницей смыслов и социальных ролей. Юноши и подростки нередко сталкиваются с «путаницей ролей» — они не могут адекватно принять свою социальную позицию. В случае Раскольникова это скорее «путаница смыслов».

Согласно Леонтьеву, существуют три вида смыслов:

  • Биологический (польза или вред)
  • Социальный (хорошо или плохо)
  • Личностный (истинно или ложно)

У героя из романа перепутались биологический и личностный смыслы: он судит о внутренней правоте через призму выгоды и вреда.


Неверные вопросы в культуре и жизни

Такая ошибка встречается и в культуре: например, когда ценность искусства или философии пытаются измерять их «пользой». Это классический пример вопроса без альтернативы, где культура становится подменой природы.

Здесь вспоминается ответ философа Александра Пятигорского на вопрос о пользе философов:

«Философ существует не для пользы. Философ существует для того, чтобы была философия. И всё.»


Завершение: к аутотелическим действиям

Автор отмечает, что в будущем возможна третья ступень — состояние, при котором действия становятся аутотелическими, то есть самоцельными. Тогда внутренний мотив полностью осознаётся и совпадает с внешними целями, и препятствий на пути к достижению не возникает.

«Возникнут такие состояния, которые будут называться аутотелические... и действие может осуществляться беспрепятственно, когда поймёшь адекватно внутренний мотив.»