Video Thumbnail

Основы общей психологии

Образование для всех01:10:48
https://www.youtube.com/watch?v=fqvKCpgObjU

Содержание

Краткое резюме

  • Психология сформировалась из магических и философских представлений об душе и психике, приобретя статус самостоятельной науки в XIX веке.
  • Психические процессы организованы в три основных формы: познавательную, эмоциональную и волевую активность.
  • Основные школы психологии: психоанализ (Фрейд), бихевиоризм (Уотсон, Скиннер) и когнитивная психология — каждая предлагает уникальный взгляд на природу психики и методы её изучения.
  • Психика — система внутреннего отражения мира, обеспечивающая восприятие, обработку информации и регуляцию поведения.
  • Личность рассматривается как устойчивая и структурированная система индивидуальных черт и мотиваций, интегрирующая субъективное «я».
  • Методы психологии делятся на исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические. Важны такие параметры, как валидность и надёжность.
  • Психология является междисциплинарной наукой с прикладными отраслями, реализующими социальные функции: повышение психологической культуры, гуманизация общества, интеграция знаний о человеке.
  • Научные учреждения и журналы в России активно поддерживают развитие психологии как науки и профессии.

Возникновение и характеристика психологии

История психологии началась с магических и философских представлений о душе и психических явлениях, сформировавшихся у древних греков. Философы Платон и Аристотель заложили первые теории психики, включая деление на ум, чувства и волю. Аристотель составил первое систематическое изложение психологии в трактате «О душе».

Термин «психология» появился в XVI веке, а в XIX веке с развитием экспериментальной психологии, возглавляемой Вильгельмом Вунтом, психология стала самостоятельной научной дисциплиной. Вунт основал первую лабораторию психологических исследований в Лейпциге (1879), где изучали как индивидуальное сознание, так и психологические аспекты культуры.

Психоанализ Зигмунда Фрейда, бихевиоризм Джона Уотсона и когнитивная психология XX века — основные школы, которые заложили основы современных подходов.

«Психология — наука, раскрывающая тайны человеческой души не только на уровне сознания, но и нижележащих бессознательных процессов».


Психическая активность человека

Психическая активность охватывает три основные сферы:

  • Познавательная деятельность – восприятие, память, мышление, воображение, которые обеспечивают отражение и переработку информации.
  • Эмоциональная активность – чувства и эмоции, отражающие изменения в состоянии организма, связанные с внешними и внутренними событиями.
  • Волевая активность – способность преодолевать внутренние и внешние препятствия, подчинять поведение осознанным решениям.

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность строится на взаимодействии человека с внешним миром (человек—предмет) и с окружающими людьми (человек—человек). Восприятие обеспечивает получение информации через органы чувств. Формируются образы предметов, имеющие целостность и конкретность. Эти образы являются исходным материалом для мышления, которое выступает как сложная переработка информации с целью решения новых задач и принятия решений.

Процесс мышления включает следующие стадии:

  1. Осознание затруднения (констатация проблемы)
  2. Поиск и анализ релевантной информации
  3. Формулировка гипотез
  4. Оценка и проверка гипотез
  5. Принятие решения
  6. Корректировка при необходимости

«Мышление – способ преобразования информации для решения того, что невозможно получить простым восприятием».

Эмоциональная активность

Эмоции — переживания, отражающие изменения в организме. Теория Бенедикта Спинозы связывает эмоции с состоянием тела, воздействующим на способность к действию. Эмоции имеют два компонента: рефлекторное нервно-физиологическое и когнитивное осмысление состояния эмоции.

Базовые эмоции по теории Карла Изарда: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, смущение, стыд, вина.

Волевая активность

Воля проявляется как психический механизм, управляющий действиями, непосредственно не мотивированными желаниями, а осознанно принятыми решениями. Волевой процесс включает:

  • Формирование побуждения к действию (опирается на познание)
  • Подавление эмоционального сопротивления или усиление мотивации
  • Мобилизацию ресурсов для преодоления трудностей

Лев Выгодский выделил волю как условие перехода от непроизвольных к произвольным психическим функциям, что способствует развитию характера и самообладания.


Человеческая личность

Личность — устойчивая структура индивидуальных черт и моделей поведения, обусловливающая уникальность человека. Связь с индивидуальностью отражает статус каждого человека как представителя вида.

Основные теории личности

  • Бихевиоризм — личность как система реактивного поведения, управляемого внешними стимуляторами.
  • Психоанализ — личность рассматривается в терминах энергии и конфликтов бессознательных сил.
  • Когнитивная психология — личность как активный субъект, самостоятельно формирующий свою судьбу.

Структура личности

Личность включает мотивационную структуру: цели придают направленность, а мотивы — энергию поведению. Типы жизненной ориентации варьируются от творческих и социальных до потребительских и антисоциальных.

Перечислены основные типы характера, от сильного (решительного, энергичного) до слабого (подчиняющегося внешнему давлению). Характер формируется как комплекс черт, включая нравственные нормы, организованность, устойчивость к трудностям и поведение в обществе.

Способности и темперамент

  • Способности — умственные и физические качества, обеспечивающие успех в деятельности, делятся на общие и специальные.
  • Темперамент — врожденная основа психической уравновешенности и поведенческой активности, определяющая стиль деятельности и взаимодействия с другими.

«Я-концепция» личности

Центральный элемент личности — «я-концепция» (самосознание), включающая самооценку и восприятие себя, которые влияют на поведение и взаимодействие с окружающими. Низкая психологическая культура и самооценка приводят к дезадаптивному поведению.

«Только уважение к себе создает надежную психологическую базу для эффективного взаимодействия с миром».


Психология и общественная практика

Психология — это не только теория, но и инженерия души, направленная на практическое решение психологических проблем общества и личности. Основные социальные функции психологии:

  • Повышение психологической культуры общества
  • Гуманизация социальных институтов
  • Междисциплинарное объединение знаний о человеке

Отрасли психологии

  • Теоретическая психология с разделами общей психологии, истории, физиологии, социальной психологии и др.
  • Прикладные отрасли: юридическая, медицинская, транспортная, педагогическая психология и др.

Научные институты и издания в России

Ключевые учреждения:

  • Психологический институт имени Л. Г. Щукиной (основан 1912)
  • Научно-исследовательский институт психологии РАН (основан 1971)

Издания:

  • «Вопросы психологии» (с 1955 г.)
  • «Психологический журнал» (с 1980 г.)
  • «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» (с 1990 г.)
  • «Иностранная психология», «Практический психолог», «Московский психотерапевтический журнал» и другие.

Профессиональное образование

Россия ежегодно выпускает порядка 5000 специалистов с высшим психологическим образованием, что свидетельствует о масштабном развитии этой сферы.


Основные темы для обсуждения

  1. Основные тенденции развития психологии.
  2. Особенности предмета психологии: психика, личность, деятельность.
  3. Специфика методов психологии: наблюдение, эксперимент, тесты.
  4. Структура личности и ключевые подходы к её изучению.
  5. Социальное значение и структура системы психологических наук.