Содержание
- Краткое резюме
- Введение в исследовательскую деятельность
- Понимание науки и исследовательской деятельности
- Что такое наука?
- Критерии научного знания
- Принципы научного исследования
- Заключение текущей лекции
Краткое резюме
- Методология исследовательской деятельности — это дисциплина, направленная на развитие навыков постановки и решения научных задач по определенным правилам.
- Курс сочетает теоретические и практические занятия, поможет подготовить магистерскую диссертацию.
- Исследовательская деятельность — особая форма научного познания, отличающаяся от иных форм знания (мистического, религиозного и др.).
- Наука — социальная практика, система объективного знания, основанная на идеалах, нормах и методах.
- Критерии научности: истинность, непротиворечивость, системность, универсальность, полнота, развитость и проблемность знания.
- Принцип объективности основан на всестороннем учете факторов, адекватности методов, исключении субъективности и требовании доказательности.
- Научное знание — кумулятивно: оно накапливается и передается следующему поколению исследователей.
Введение в исследовательскую деятельность
Сергей Михайлович Копытин начинает курс с общей характеристики предмета — методологии исследовательской деятельности. Эта дисциплина не просто помогает осваивать профессиональные навыки, а развивает умение постановки познавательных и практических задач с использованием научных принципов.
«Не всякое познание является исследовательской деятельностью — речь идёт именно о научной исследовательской деятельности.»
Курс рассчитан на 11 занятий (22 часа) и призван подготовить студентов к написанию магистерской диссертации — итогового исследования. Учебный процесс сочетает теоретические лекции (основы науки, исследовательские подходы) и практические занятия (применение знаний, подготовка работы, обсуждения в семинарах).
Понимание науки и исследовательской деятельности
Методология исследовательской деятельности ориентирована на научное исследование, которое отличается от других форм познания своей системной и объективной природой.
Важно понять отличие научного знания:
- Наука — не просто "знание", а особая форма познания, включающая идеалы, нормы и методы.
- Существуют иные формы знаний: мистические, религиозные, оккультные, непредсказуемые по методам и результатам.
- Научное исследование — это строго регламентированная деятельность, подконтрольная критериям научности.
Примером несоответствия научного и ненаучного мировоззрения служит дискуссия вокруг вакцинации, где научно обоснованная позиция противостоит различным альтернативным взглядам, что иллюстрирует вызовы понимания и принятия научных знаний в современном обществе.
Что такое наука?
Наука определяется как сфера человеческой деятельности, направленная на получение и теоретическую систематизацию объективного знания о действительности.
Ключевые особенности науки как формы познания:
- Система идеалов, норм и методов, формирующих критерии научности.
- Критерии научности включают: истинность, непротиворечивость, системность, полноту.
- Правила научного познания строго регулируют процессы получения знаний и их оценку.
«Если нарушить правила научного познания, результат исследования станет сомнительным — он перестанет быть научным.»
Критерии научного знания
-
Истинность
- Основной компонент — логическая непротиворечивость.
- Согласованность с фундаментальными идеями (аксиомами), образующими базис науки.
- Наука допускает революционные открытия, которые могут менять базовые понятия, но такие случаи редки и требуют строгой проверки.
-
Простота и красота
- Истинное знание стремится к простоте в объяснениях (принцип бритвы Оккама).
- Эстетика знаний (внутренняя красота идей и систем) ценится в научном сообществе, она возникает из системности и гармонии.
-
Развиваемость (проблемность)
- Научное знание всегда открыто к модификациям, уточнениям и опровержениям.
- Знание воспринимается как бесконечный процесс познания, где всегда возможны новые открытия.
- Ученый должен быть готов сомневаться и видеть проблемы в своих и чужих теориях.
-
Системность
- Научное знание не фрагментировано, а представляет собой взаимосвязанную систему.
- Каждый элемент (факт, теория) должен гармонично вписываться в общую картину знания.
-
Полнота
- Исследование должно максимально полно охватывать поставленный вопрос.
- Если полностью раскрыть тему невозможно, это признается и отражается в работе с четкой аргументацией.
-
Всеобщий характер
- Научные истины универсальны и не зависят от места, времени или личности исследователя.
- Независимо от культурного или географического контекста, научный закон одинаково применим.
-
Накопительный (кумулятивный) характер
- Наука развивается исторически, знания передаются и накапливаются из поколения в поколение.
- Исследователь обязательно базируется на достижениях предыдущих ученых, что отражается в обязательном обзоре литературы.
Принципы научного исследования
Принцип объективности
Объективность — основной принцип, проявляющийся в нескольких ключевых положениях:
- Необходимо всесторонне учитывать факторы и условия, влияющие на исследуемое явление.
- Методы и подходы должны быть адекватны поставленным задачам, то есть соответствовать объекту исследования.
- Исключается субъективность, односторонность и предвзятость при выборе и оценке фактов.
- Требуется доказательность: все утверждения должны иметь логическое основание и подтверждаться доказательствами.
«В науке нельзя позволять личным вкусам и убеждениям влиять на выводы — субъективные оценки нарушают научный подход.»
Объективность требует от исследователя дисциплины и готовности проверять собственные гипотезы, пытаясь их опровергнуть, а не только подтверждать.
Заключение текущей лекции
Первое занятие посвящено общей характеристике дисциплины и разбору фундаментальных понятий — что такое научное исследование, наука и научное знание. Также были рассмотрены базовые критерии и принципы научного познания, с особым акцентом на объективность.
В дальнейших лекциях курс продолжится разбором дополнительных принципов, методологических инструментов и практических аспектов проведения исследований.
⚠️ Обратите внимание! Весь учебный материал и задания публикуются в системе Moodle, где ведется учет присутствия и выполнения работы. Важно своевременно включаться в учебный процесс и выполнять задания, чтобы успешно завершить курс и получить зачет.