Video Thumbnail

Лекции БТПиТС 6 1 pptx

Антон Ходкевич29:06
https://www.youtube.com/watch?v=eBjyDaUQd-g

Содержание

Краткое резюме

  • Железнодорожный переезд — пересечение железнодорожных путей с дорогами в одном уровне, где железнодорожный транспорт всегда имеет преимущество из-за большой инерционности и длины тормозного пути.
  • Переезды классифицируются по месту расположения (общего и не общего пользования), способу управления (регулируемые и нерегулируемые), охране и интенсивности движения.
  • На переездах установлены различные технические средства безопасности: шлагбаумы (механические, полуавтоматические, автоматические), светофоры с красными мигающими огнями и звуковыми сигналами, специальные плиты и датчики контроля заезда автомобиля на переезд.
  • Для железнодорожных переездов разработаны категории от 1 (с самой высокой интенсивностью движения и/или скоростью поездов) до 4, что влияет на уровень обеспечения безопасности.
  • Статистика ДТП на переездах показывает около 300 аварий ежегодно в России, с тенденцией к снижению количества переездов и, соответственно, ДТП. Однако количество аварий на один переезд увеличивается.
  • ДТП на железнодорожных переездах в два раза более смертельны, чем на обычных дорогах. Основная причина — проезд на запрещающий сигнал светофора или игнорирование предупреждений.
  • Большинство ДТП происходит на неохраняемых переездах, часто за пределами населённых пунктов и в дневное время.
  • Наличие белого огня на сигнализации снижает число аварий, однако точная статистика по этому параметру отсутствует.

Что такое железнодорожный переезд и почему он опасен? 🚦🚂

Железнодорожным переездом называется место пересечения железнодорожных путей с автомобильными, трамвайными или другими дорогами в одном уровне. Важно понимать, что здесь железнодорожный транспорт всегда имеет приоритет. Это объясняется высокой инерционностью поезда — его тормозной путь намного превышает дистанцию видимости, и остановить поезд мгновенно невозможно, если машину зажали на путях.

«Железнодорожный транспорт обладает преимуществом, потому что длина тормозного пути поезда превышает прямую видимость и реакцию водителей»

Автомобили, трамваи и прочие ТС обязаны уступать дорогу при приближении состава.

Классификация железнодорожных переездов 📊

По месту расположения:

  • Общего пользования — открыты для всех, без ограничений въезда.
  • Не общего пользования — расположены на территории предприятий, часто ограждены, проезд по ним ограничен (например, переезды на вокзалах для служебного транспорта).

По способу управления движением:

  • Нерегулируемые — без средств управления (одна только маркировка, Андреевский крест).
  • Регулируемые:
    • с механическим или автоматическим шлагбаумом (может закрываться вручную или автоматически при приближении поезда)
    • со светофорной сигнализацией (красные мигающие огни предупреждают о приближении поезда)
    • с дежурным работником, который контролирует движение.

По охране:

  • Охраняемые — присутствует дежурный работник, следящий за переездом.
  • Неохраняемые — дежурного нет, управление автоматизировано или отсутствует.

По интенсивности движения: категории 1–4 в зависимости от количества поездов и автомобилей в сутки:

  • Категория 1 — самый интенсивный трафик и/или высокоскоростные линии (высокоскоростные поезда всегда относятся к 1 категории независимо от количества состава и машин).
  • Категории 2–4 — по мере уменьшения интенсивности движения.

«Если через переезд движутся высокоскоростные поезда, то это обязательно переезд 1-й категории, независимо от количества поездов и автомобилей»

Технические средства безопасности на переездах 🔧

  • Шлагбаумы — бывают механическими, полуавтоматическими и автоматическими. Они перекрывают дорогу наполовину (или полностью, в зависимости от устройства), препятствуя проезду автомобилей во время приближения поезда.
  • Светофоры с красными огнями и звуковыми сигналами — предупреждают водителей о запрете пересечения переезда. При горящих красных мигающих светах проезд запрещён. Если светофор не горит, водитель обязан убедиться, что поезд не идёт.
  • Плиты-заграждения — металлические защитные устройства на путях въезда автомобиля, которые опускаются при приближении поезда, не позволяя ТС выехать на рельсы. Плиты устроены так, чтобы не повредить автомобиль, если он оказался на переезде.
  • Датчики движения/звуковые датчики "Козырёк", которые контролируют присутствие машины на плите и автоматически управляют её положением.
  • Противотаранные устройства — устанавливаются на высокоскоростных линиях, чтобы не дать автомобилю выехать на пути и быть сбитым поездом, задерживая ТС перед путями.

Статистика аварий и их причины ⚠️

  • В России ежегодно происходит около 300 ДТП на железнодорожных переездах. Хотя количество переездов сокращается (в связи с закрытием близлежащих к новым путям переездов, содействием строительству виадуков и тоннелей), число аварий на один переезд растёт.
  • В ДТП на переездах смертность в два раза выше, чем на обычных дорогах.
  • Основная причина аварий — проезд на запрещающий красный сигнал светофора (91% случаев), то есть игнорирование или нарушение правил.

«Если водитель въехал на переезд при горящем красном сигнале, это почти всегда приводит к аварии с высокой вероятностью гибели»

  • Большинство аварий происходит на неохраняемых переездах, где нет дежурных работников.
  • 56% ДТП — вне населённых пунктов, 44% — в населённых пунктах. Меньшая осторожность вне городов связана с меньшей интенсивностью движения и большей скоростью.
  • Время суток не оказывает значимого влияния на количество аварий — примерно равное количество случается как днём, так и ночью. Хотя днём больше машин на дорогах, ночью поезд хорошо виден за счёт света фар и звука гудка.
  • Светофоры с дополнительным белым огнём снижают количество аварий, однако точной статистики по их распространённости и эффективности не хватает.

Особенности поведения водителей и безопасность 🚗

  • Многие водители неправильно понимают сигналы светофора и считают, что при не горящем красном сигнале можно проезжать, не убедившись в отсутствии поездов. Это приводит к частым авариям.
  • Нередки случаи, когда автомобиль въезжает на переезд прямо перед приближающимся поездом или даже застревает между вагонами, что имеет трагические последствия.

Заключение

Обеспечение безопасности на железнодорожных переездах — крайне важная задача. Она решается сочетанием инженерных мероприятий (шлагбаумы, сигнализация, датчики), законодательства (приемущество движения поездов), повышения культурности и ответственности водителей, а также постепенным сокращением количества переездов в пользу искусственных эстакад и тоннелей.

Работа дежурных и качественная техническая оснащённость помогают снизить число аварий, однако основная причина происшествий — нерегулируемые переезды и безответственность водителей.


🚦 Советуем быть максимально внимательными при подъезде к переезду — соблюдать все сигналы, не пытаться проехать «на удачу» и помнить: безопасность на переезде — залог жизни.