Video Thumbnail

Теория музыки по-пацански ч3 - Кварто-квинтовая фобия, тональность, модуляция

Нескучный Саунд21:25
https://www.youtube.com/watch?v=dlCUvz6V_QA

Содержание

Краткое резюме

В этом видео Александр Зилков рассказывает о тональности с нестандартной и понятной для широкой аудитории точки зрения. Он объясняет, что тональность — это не просто набор нот или аккордов, а система взаимосвязей, в которой выделяется центральный звук — тоника. Музыка — это не статичные «фотографии» (аккорды), а последовательности, которые создают ощущение главного центра. Автор подробно разбирает основные функции аккордов (тоника, субдоминанта, доминанта), показывает значение кварто-квинтового круга и раскрывает концепцию параллельных тональностей. Видео акцентирует внимание на том, как разные аккорды и переходы между тональностями создают музыкальные эмоции и динамику.

«Тональность — это ощущение того, какой аккорд является главным, и в каких взаимоотношениях с ним находятся остальные.»


Что такое тональность?

Тональность — не просто высота звука

Часто тональность воспринимают как «высоту» песни — высокий или низкий звук, мужская или женская тональность. Это упрощённое понимание порождает много недоразумений. Тональность — не линейный ряд звуков, а круг с взаимосвязями между нотами.

Аккорд — это «фотография», тональность — «слайд-шоу»

Аккорд — статичный набор звуков, как фотография. Тональность — это поток таких «фотографий», создающий ощущение главного центра, тоники. Например, в разной гармонической последовательности один и тот же аккорд может играть разную роль: в одной тональности быть центром, а в другой — создавать напряжение.

«Аккорд — это факт, а тональность — это ощущение, возникающее от последовательности.»


Функции аккордов и кварто-квинтовый круг

Тоника, субдоминанта и доминанта

В основе тональности три главных аккорда с конкретными функциями:

  • Тоника — главный центр, опора тональности.
  • Субдоминанта — аккорд, создающий движение от тоники к доминанте.
  • Доминанта — напряжённый аккорд, требующий разрешения обратно в тонику.

Каждый аккорд в тональности выполняет определённую функцию в отношении тоники, не только определяется по названию или составу.

Кварто-квинтовый круг

Это важный инструмент для понимания отношений между тональностями и аккордами.

  • Круг показывает, как аккорды связаны друг с другом через интервалы кварты и квинты.
  • Кварты и квинты являются зеркальными интервалами: один квинта вверх — это кварта вниз.
  • Круг демонстрирует, как мажор и минор связаны через ноты и аккорды.

«Не пугайтесь кварто-квинтового круга — это просто наглядный способ увидеть взаимосвязь звуков.»


Параллельные тональности: мажор и минор

Параллельные тональности — это мажор и минор с одинаковым набором нот, но разным центром:

  • Например, До мажор и Ля минор используют одни и те же белые клавиши.
  • Такой близкий набор по нотам даёт возможность легко переходить между ними.
  • Модуляция — переход из одной тональности в другую — может быть незаметным и естественным.

«Переход из мажора в параллельный минор часто не воспринимается как смена тональности — они словно разные лица одной семьи.»


Заимствованные аккорды и модуляции

Заимствованные аккорды

  • Аккорды из одной тональности могут появляться в другой — это заимствование.
  • Оно создаёт новые краски и эмоциональные нюансы.
  • Заимствованные аккорды — как «друзья друзей» на музыкальной вечеринке.

Модуляция

  • Модуляция — смена тональности.
  • Проще всего её сделать, объявив новый септакорд, который является доминантой другой тональности.
  • Существуют более тонкие, изысканные способы модуляции, расширяющие выразительность музыки.

Примеры и практическое использование

  • Рассмотрена тональность До мажор с шестью базовыми аккордами и доминантой минорной тональности.
  • Показаны тесные связи с примерами тональностей Ля минор и Ре минор и их аккордов.
  • Объяснено, как ухо определяет тональность и как ввод аккорда «из другой семьи» влияет на восприятие.

«В музыке переходы между тональностями — это не просто смена ключа, а драматургия, игра с ожиданиями слуха.»


Итоги и перспективы

Тональность — это живая, динамичная структура, основанная на взаимосвязях и функциях аккордов, а не на статичных наборах звуков. Понимание тональности через функции, кварто-квинтовый круг и параллельные тональности помогает глубже ощущать музыку и расширяет творческие возможности.

В следующих уроках Александр обещает рассказать о ладах и более сложных аспектах теории музыки, без излишне академичного подхода — на языке, понятном для большинства.

«Музыка — это движение, это диалог между аккордами и тональностями, а мы — её слушатели и создатели.»

🎵