Video Thumbnail

Беседа 5 из цикла о молитве. 16 ноября 2000 г.

Друзья Фонда митрополита Антония Сурожского57:57
https://www.youtube.com/watch?v=PcR6ipnKZu8

Содержание

Краткое резюме

  • Вечность и временность пересекаются в храме, особенно в алтаре, который является границей между Богом и творением.
  • Алтарь — «святое святых» современной Церкви, доступное только через священство и особую благодать.
  • Молитва и литургия — это акт соединения человеческого и божественного, приношение даров природы и жизни Бога.
  • Тайна Святой Троицы — это любовь и жертва, готовность к «умиранию» ради единства и жизни всех.
  • Вступать в алтарь нужно с трепетом и осознанием святости, которое несёт страх благоговения, а не просто привычки.
  • Матерь Божия — врата, через которые произошёл Воплощение, и через которые священник вступает в святое место.
  • Литургия — не просто обряд, а место встречи временного и вечного, света и тьмы, жизни и смерти.

Алтарь — граница вечности и времени

В иерусалимском храме существовало особое место — святое святых — куда мог входить лишь первосвященник один раз в год. Это было место, принадлежащее исключительно Богу, символизирующее святость, которую человек не может нарушать без подготовки и благодати.

В Новом Завете алтарь церкви занимает аналогичное глубокое значение. Это граница, где встречаются две реальности: божественная полнота и земное творение. Здесь, во время литургии, приносятся дары хлеба и вина — плоды земли и труда человека, которые благодарятся и освящаются через сошествие Святого Духа.

«Алтарь — это грани между вечностью и временем, местом соединения непостижимого Бога и сотворенного мира».

Приношение хлеба и вина символизирует возношение всего творения Богу и Его благодатное принятие этого дара с последующим исцелением и преображением. В этом процессе человеческое соединяется с Божественным, а грех и падшее природа мира поднимаются к спасению.

Святость и страх благоговения

Слово «святость» несёт в себе не только идею чистоты и красоты, но и вызов к трепету и благоговейному страху перед Божественным присутствием. Святой Григорий Нисский говорит о Боге как о «тьме непостижимой», ибо человек не может напрямую лицезреть Его свет без риска ослепнуть.

Эта святость должна находиться в сердце каждого верующего, особенно когда мы внутри храма, и тем более — при подходе к алтарю. Священный ужас — не страх в обычном понимании, а осознание святости и грани с Божественной реальностью.

«Трепетно должны мы вступать в алтарь, место встречи с тайной, которую боялись вступить даже святые».

Вход через Царские врата и значение Марии

В храме есть Царские врата, через которые священник входит в алтарь. Эти врата — символический проход, единственный путь к Богу, который стал возможным благодаря Деве Марии. Она — та «дверь», через которую Сын Божий воплотился в человечество.

Священник через эти врата участвует в священстве Христа, готовясь жертвовать собой ради спасения народа, становясь «умершим, чтобы другие жили». Это служение — не просто обряд, а глубокий акт любви и самоотдачи.

Богослужение как встреча личная и эсхатологическая

Литургия — место, где прошлое и вечность, земное и небесное переплетаются. Приношение хлеба и вина — приношение всей человеческой жизни, всех, кто когда-либо пересек наш путь, всех грешников и праведников. Здесь нет суда, но безмерная милость и любовь.

Во время проскомидии священник поминает всех живущих и усопших, воплощая тайну Голгофы: Христос умер за всех без исключения.

«Если бы только один грешник остался на земле, Христос всё равно умер бы на кресте, чтобы он обрел спасение».

Верующие через причащение прикосаются к смерти и воскресению Христа: смерть — как добровольная жертва ради жизни других, воскресение — как победа жизни над смертью. Это не только историческое событие, но и вневременная мистерия.

Тайна Святой Троицы и смерть Христа

Смерть как явление воспринимается нами как конец и разрушение, но в контексте Святой Троицы и Христа она приобретает иной смысл — это жертва любви. Троица — непрерывный «хоровод» любви, где каждое Лицо добровольно «умирает» для другого ради единства.

«Каждое Лицо Святой Троицы отдает свою жизнь, соглашается не быть, чтобы двое других могли быть едины и не нарушать их абсолютное единство».

Христос умирает не просто физической смертью, но жертвуя собой, чтобы дать новую жизнь всем.

Значение алтаря сегодня

Алтарь — это не просто место службы или сцена обрядов. Это центр духовной жизни Церкви, где видимое встречается с невидимым, где грешные и святые соприкасаются с Божиим светом и благодатью.

Для всех членов Церкви — от мирян до священников — важно осознавать глубину и серьёзность этого пространства и понимание, что молитва и литургия — это акт встречи и соединения с Богом.

Заключение и будущее исследование

Автор намерен продолжать беседы, раскрывая дальнейшие тайны храма, Христа и Духа Святого. Планируется изучение роли Божией Матери как Врат Небесных и углубление понимания троичной жизни.

Он призывает задавать вопросы и обращаться с сомнениями, подчеркивая, что истина важнее авторитета, а поиски духовной истины — это совместный путь.


🙏 «Надеюсь, что эта беседа поможет нам всем почувствовать, как дивна и страшна эта встреча с Богом, которая происходит в храме и в молитве».