Video Thumbnail

2688 Сытина Процесс обучения обзор подходов Часть 1

BSPUVideo01:17:14
https://www.youtube.com/watch?v=CjpLLINffU0

Содержание

Краткое резюме

  • Образование — это комплекс процессов: обучения, воспитания и развития, каждый из которых можно рассматривать как явление, процесс, деятельность и систему.
  • Ключевым элементом процесса обучения является целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся.
  • Эффективность обучения зависит от внутренней мотивации обучающихся — их желания учиться самому.
  • Качество образования включает три компонента: качество результатов, качество процесса и качество условий.
  • Процесс обучения — это системный и целенаправленный процесс, имеющий структуру, элементы, взаимосвязи и обратную связь.
  • Важна методологическая основа и технологический подход, позволяющие управлять системой обучения.
  • Целеполагание в обучении должно выражаться через конкретные действия и результаты обучающихся, что позволяет объективно оценивать эффективность учебного процесса.
  • Современные подходы делают акцент на активное, интерактивное обучение и личностно-ориентированные технологии.

Образование и его составляющие

Образование — сложное социальное явление и процесс, включающий три основных компонента:

  • Обучение
  • Воспитание
  • Развитие

Каждый из них может рассматриваться как:

  • Общественное явление
  • Процесс, организуемый педагогами и учащимися
  • Деятельность (образовательная, воспитательная и т.п.)
  • Система: система образования, система обучения и др.

Так, образовательный процесс — целенаправленное педагогическое взаимодействие между преподавателем и учащимися, направленное на достижение определённых образовательных целей.

«Эффективно то обучение, которое вызывает у ребёнка желание учиться самому.»

Ключевой элемент здесь — взаимодействие. Без него невозможно говорить ни об образовании, ни об обучении.


Качество образования: процесс, результат, условия

Качество образования — сложное понятие, включающее три главных аспекта:

  1. Качество результатов — измеряемое знаниями и умениями через тесты, экзамены и контрольные работы.
  2. Качество образовательного процесса — организация и содержание обучения, методы, формы, технологии, мотивация и активность учащихся.
  3. Качество условий — материально-техническое обеспечение, методическая база, информационные ресурсы, компетенции преподавателя.

Преподаватель играет ключевую роль в создании условий обучения — он формирует среду, выбирает методы и формы работы, организует мотивацию и обратную связь.

«Качество образовательного процесса важнее качества результата, ведь без качественного процесса качество результатов невозможно.»


Процесс обучения как целенаправленное взаимодействие

Процесс обучения — сложная система, характеризующаяся:

  • Совокупностью взаимосвязанных элементов: цель, содержание, методы, формы, результат
  • Взаимодействием преподавателя (субъекта) и учащихся (объекта)
  • Организацией и управлением образовательной деятельностью

Обучение — специфическая форма познания, где учащийся осваивает не всё человечество, а именно то, что предписано образовательной целью, стандартами и программами.

Особенность познания — отражение действительности в сознании, которое не является механическим или зеркальным, а всегда преобразовывается с учётом потребностей и предыдущего опыта обучающегося.

«Отражение не зеркально, а преобразовательное, связанное с деятельностью и мотивацией.»

Эффективное обучение требует формирования у учащихся мотивации и потребности в знаниях. Без этого усвоение будет поверхностным.


Мотивация и активность обучающихся

Мотивация — важный компонент обучения, обеспечивающий включение учащегося в образовательную деятельность. Она зависит от:

  • Визуальной и теоретической привлекательности материала
  • Практической значимости и актуальности знаний
  • Активных и интерактивных методов обучения
  • Построения доверительных отношений между преподавателем и группой

При неправильном подходе активность может быть лишь внешним проявлением (например, попыткой показать «хорошие знания»), а не реальным вовлечением в процесс.


Методологические и технологические основы обучения

Процесс обучения — система, поэтому его организация базируется на:

  • Методологии — определении правил, методов и форм деятельности
  • Технологическом подходе — последовательности и чёткости действий для достижения целей
  • Анализе структуры и функций системы обучения

Методическая деятельность преподавателя — скрытый, но ключевой элемент, напрямую влияющий на качество обучения.


Системный подход к обучению

Процесс обучения отвечает базовым признакам системы:

  • Целостность, формируемая взаимосвязями и взаимодействиями элементов
  • Связь с внешней средой — образовательные стандарты, социальные потребности
  • Подсистемность — обучение как подсистема образования
  • Интегративность — качественные свойства появляются благодаря взаимодействию элементов
  • Целесообразность — система функционирует для достижения чётко заданной цели
  • Обратная связь — контроль и мониторинг обучения для корректировки процесса
  • Деятельность — взаимная активность преподавателя и обучающегося

«Если не определена цель, система обучения потеряет смысл и эффективность.»


Цели обучения и их формулирование

Цели — предвосхищение результатов, которые должен достичь обучающийся в ходе образовательного взаимодействия.

Для постановки целей необходимо:

  • Указывать конечные действия и результаты обучающегося (например, «решать задачи», «анализировать», «создавать»)
  • Делать цели конкретными, измеримыми и достижимыми
  • Избегать расплывчатых формулировок типа «развить логическое мышление» без уточнения конкретных навыков

Цели и задачи связаны между собой: цель задаёт направление, задачи конкретизируют действия по её достижению. При технологическом подходе обязательным является формальное целеполагание и диагностические процедуры.


Итоги и рекомендации

  • Образовательный процесс — это сложная система с чётко заданной структурой, которой необходимо управлять.
  • Внимание следует уделять не только результатам, но и внутреннему процессу обучения, мотивации и условиям.
  • Современные технологии обучения ориентированы на активное, интерактивное, личностно-ориентированное взаимодействие.
  • Чёткость целей является фундаментом для организации качественного образовательного процесса и объективной оценки эффективности обучения.

«Умение правильно ставить цели — полдела в организации эффективного учебного процесса.»


📚 Этот обзор даёт системное понимание теоретических основ процесса обучения, необходимых для успешного проектирования и внедрения современных образовательных технологий.