Video Thumbnail

Физиология высшей нервной деятельности | Нормальная физиология

Медвуза - школа медицины01:06:16
https://www.youtube.com/watch?v=CMOSJ2qPATg

Содержание

Краткое резюме

Сегодняшняя лекция посвящена физиологии высшей нервной деятельности и её основным компонентам: безусловным и условным рефлексам, механизмам их торможения, эмоциям, сигнальным системам и нюансам сна. Рассмотрены физиологические основы этих процессов, их значение в медицине и психосоматике.


Введение: зачем изучать высшую нервную деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД) — ключевая тема для медицинских и физиологических дисциплин. Изучение её позволяет:

  • Понять отличие нервной системы человека от животных
  • Понять природу психосоматических заболеваний
  • Разобраться в работе условных и безусловных рефлексов
  • Осознать роль эмоций и сна в регуляции организма

«Высшая нервная деятельность — база для понимания многих процессов не только в физиологии, но и медицине.»


Рефлексы: безусловные и условные

Безусловные рефлексы

  • Врожденные, постоянные, передаются по наследству
  • Типичные реакции организма, присутствуют с рождения (например, отдергивание руки при ожоге)
  • Они автономны и не поддаются сознательному контролю

Условные рефлексы

  • Приобретаются в процессе жизненного опыта
  • Временные, строго индивидуальные
  • Формируются на основе различного рода раздражителей, способны изменяться (примеры — привычка вставать в определённое время, реакция на звонок)
  • Замыкаются на уровне коры головного мозга через временные функциональные связи

«Условный рефлекс — это наш с вами индивидуальный опыт, сформированный на основе жизненных обстоятельств.»

Отличия между безусловными и условными рефлексами:

ХарактеристикаБезусловныеУсловные
ПроисхождениеВрожденныеПриобретённые
ПостоянствоПостоянныеВременные
ИндивидуальностьОбщие для видаИндивидуальны
Место замыканияПодкорка, спинной мозгКора головного мозга
Контроль сознанияНетВ некоторой степени возможен

Механизмы образования условного рефлекса

На примере классического эксперимента Павлова:

  • Условный раздражитель (например, свет) вызывает очаг возбуждения в коре
  • Безусловный раздражитель (еда) вызывает выделение слюны — безусловный рефлекс
  • Совместное воздействие формирует временные связи между очагом условного возбуждения и безусловного
  • Закрепление этих связей приводит к формированию условного рефлекса: при появлении только условного раздражителя выделяется слюна

Временные связи

  • Это нейрофизиологические изменения в мозгу, связывающие два раздражителя
  • Пять известных путей замыкания временных связей, основными являются:
    • Кора ↔ кора
    • Подкорка ↔ кора
    • Смешанные формы, где условный и безусловный центры располагаются в разных отделах мозга

«Подкорковые структуры могут сохранять безусловные рефлексы даже при повреждении коры, что демонстрирует их резервный характер.»


Торможение рефлексов

Для нормальной работы нервной системы важно существование торможения — иначе накопление рефлексов может привести к перегрузке и срыву.

Виды торможения

  1. Безусловное торможение

    • Внешнее — например, сильный безусловный раздражитель преобладает и прерывает действие условного рефлекса
    • Запредельное — очень сильные раздражители, например, яркий свет, подавляют условный рефлекс
  2. Условное торможение (4 типа)

    • Касательное — постепенное угасание условного рефлекса при прекращении подкрепления
    • Запоздалое — потеря условного рефлекса при несвоевременном подкреплении
    • Дифференцировочное — способность различать похожие раздражители и реагировать только на нужный
    • Условный тормоз — когда один условный раздражитель блокирует другой, мешая одновременно выработать оба рефлекса

Сигнальные системы: связь с окружающим миром

Первая сигнальная система

  • Обеспечивает связь с миром через рецепторы (зрение, слух, осязание и др.)
  • Общая для человека и животных
  • Отвечает за предметное, конкретное мышление
  • Позволяет вырабатывать условные рефлексы

Вторая сигнальная система

  • Присуща только человеку
  • Основана на речи и способности к абстрактному мышлению
  • Позволяет представлять объекты в уме без непосредственного контакта с ними, даже если они никогда не были видимы
  • Обеспечивает коммуникацию с помощью слов, жестов, письменности
  • Структурно связана с речедвигательным анализатором, который состоит из трёх отделов: периферического, проводникового и мозгового

«Вторая сигнальная система — основа человеческой речи и абстрактного мышления, отделяющая нас от животных.»


Эмоции: их природа и роль

Определение

Субъективная оценка внутреннего состояния и внешних факторов, влияющих на организм, в том числе социальных.

Функции эмоций

  • Регуляция психического состояния и поведения человека
  • Мотивация к действиям: положительные эмоции направляют к достижению целей, отрицательные — побуждают преодолевать трудности
  • Социальная коммуникация (невербальное выражение настроений)
  • Оценка вероятности удовлетворения потребностей

Классификация эмоций

  • Простые (низшие) — связаны с физиологическими потребностями и гомеостазом
  • Высшие (интеллектуальные, моральные, эстетические) — исключительно у человека (например, стремление к саморазвитию)
  • По влиянию на активность:
    • Стерические — возбуждают, побуждают к действию
    • Астенические — снижают активность, заставляют остановиться и обдумать

Биологическая теория эмоций Анохина

  • Эмоции возникли в процессе эволюции для оценки внутренних метаболических потребностей
  • Они служат средством общения живых существ
  • Позволяют адекватно реагировать на внешние воздействия

Эмоции и психосоматика

  • Стрессовые состояния активируют симпатическую нервную систему, выделяется адреналин
  • Хронический стресс может привести к психосоматическим заболеваниям — нарушениям работы сердца, кишечника, дыхательной системы
  • Врач должен уметь распознавать влияние эмоций на здоровье и сохранять нейтральный эмоциональный настрой

«Плохих эмоций не бывает — все они важны и необходимы для адаптации организма.»


Сон: физиология и значение

Определение

Сон — жизненно необходимое состояние с особыми внутренними проявлениями, при котором изменяется работа организма.

Теории сна

  1. Психологическая (Фрейд): сон — переход от сознательного к бессознательному
  2. Гуморальная: накопление в организме веществ (пептидов), вызывающих сон
  3. Информационный дефицит: при отсутствии новой информации человек засыпает
  4. Павловская: сон — торможение организма, отсутствие условных и безусловных рефлексов

Стадии сна

  • Медленный (ортодоксальный) сон — занимает около 50 % времени сна
    • Первая стадия: дремота, медленное движение глаз, альфа-ритмы
    • Вторая стадия: сонные веретена, К-комплексы, длительная стадия с мало подвижными глазами
    • Третья и четвёртая стадии: глубокий дельта-сон, отсутствуют движения глаз
  • Быстрый (парадоксальный) сон — характеризуется активностью мозга, подобной бодрствованию, быстрыми движениями глаз
    • Быстрый сон повторяется 4–5 раз за ночь, ближе к утру преобладает

«Быстрый сон — это парадоксальный, потому что мозг активен почти как в бодрствовании.»

Физиологический смысл сновидений

  • Механизм образного мышления
  • Помогают решать проблемы, которые беспокоят в реальности (пример — открытие Менделеева)
  • Сны — способ обрабатывать информацию и психологически адаптироваться

Итоги

  • Высшая нервная деятельность — основа изучения физиологии и психологии человека
  • Безусловные и условные рефлексы — фундаментальные механизмы адаптации
  • Торможение рефлексов необходимо для адекватной реакции организма
  • Первая и вторая сигнальные системы объясняют отличие человека от животных
  • Эмоции регулируют поведение и важны для психосоматического здоровья
  • Сон — сложный, многоступенчатый процесс, жизненно необходимый для восстановления организма и психики

«Понимание механизмов высшей нервной деятельности — ключ к медицинскому мастерству и успешной адаптации человека в мире.»