Video Thumbnail

Лекции БТПиТС 1 сем 3

Антон Ходкевич54:02
https://www.youtube.com/watch?v=BDrUkrheSYI

Содержание

Краткое резюме

  • Безопасность при отправлении поездов зависит от множества факторов: изменение скорости, множество операций с составом, особенности движения по стрелкам и изменения состава поезда.
  • Ошибки в маршрутизации и несоответствия направления движения могут привести к авариям.
  • Технический и коммерческий осмотр подвижного состава — ключевые этапы перед отправлением.
  • Контроль стрелочных переводов включает механическое и электрическое запирание для предотвращения ошибок.
  • Электрожезловая система, изобретённая Даниилом Трекером, стала прорывом в железнодорожной безопасности и используется до сих пор.
  • Особое внимание уделяется проверке тормозов, ограждению последнего вагона и контролю свободности перегона.
  • Для машиниста доступна ограниченная информация маршрута, что требует строжайших процедур на станции.
  • Движение через населённые пункты сопряжено с дополнительными рисками из-за пешеходов и нарушителей.

Опасные факторы при отправлении поездов 🚆

  1. Изменение скорости
    От статичной (0 км/ч) к движению — это основной опасный момент. Масса состава, внезапный старт могут привести к травмам, особенно если кто-то находится под вагоном при начале движения.

  2. Множество операций с поездом на стоянке
    Пассажирская посадка/высадка, осмотр состава, техническое обслуживание — все эти взаимодействия требуют четкого оповещения и обеспечения безопасных позиций для персонала и пассажиров.

  3. Изменение траектории движения по стрелочным переводам
    Стрелки усиливают нагрузки на колёсные пары, создают центробежные силы, увеличивают износ, а неправильное направление стрелок может привести к встречному движению и столкновениям.

  4. Изменения в составе поезда
    Прицепка, отцепка вагонов, замена локомотива влияют на целостность тормозной магистрали и общую электроснабжающую систему состава. Нарушения технологий ведут к серьезным неисправностям.

  5. Риск враждебных маршрутов
    Перекрывающиеся маршруты маневровых и основных поездов на одной станции создают угрозу столкновений из-за ошибок в диспетчерском управлении или маневрах.

  6. Ограниченный объем информации у машиниста
    Машинист получает только базовые сигналы светофоров и не знает всех деталей маршрута (десятки стрелочных переводов), кроме того, наблюдая движение на станции, сложно своевременно реагировать на опасности.

  7. Движение через населенные пункты
    Пешеходы, дети и прицепившиеся к поездам нарушители могут стать причиной аварийных ситуаций.


Подготовка к отправлению: ключевые процедуры ⚙️

  • Проверить, что маршрут отправления полностью готов: все стрелочные переводы заперты, маневры запрещены, технический и коммерческий осмотр завершены.
  • Убедиться в свободности перегона или первого блок-участка (в зависимости от типа автоматической блокировки).
  • Для двунаправленных перегонов строго соблюдать однонаправленное движение.
  • После прицепки/отцепки вагонов и смены локомотива обязательно опробовать тормоза, чтобы вся тормозная система работала синхронно.
  • Проверить наличие ограждения последнего вагона — визуальный индикатор комплектности состава для персонала и служб станции.

Контроль стрелочных переводов 🔧

  • Стрелочные переводы должны иметь механическое запирание: накладку с навесным замком или электропривод с кулачковым запирающим механизмом.
  • Механизм контролирует, что остряк невозможно случайно сдвинуть, обеспечивая однозначное положение стрелки.
  • Запирающее реле исключает открытие стрелок на несколько маршрутов одновременно.
  • Маневры на стрелках маршрута отправления должны быть прекращены до отправления поезда.

Роль осмотрщика вагонов и технический контроль 🔍

  • Профессия осмотрщика вагонов возникла после первых железнодорожных аварий конца XIX века, когда было введено жесткое техобслуживание подвижного состава.
  • Осмотрщики проверяют вагонный парк на наличие повреждений, трещин, износа, остановок тормозов, крепежных элементов — зачастую мелкие дефекты слышны по звуку при постукивании молотком.
  • Рабочий день осмотрщика длится 12 часов, за это время он проходит до километра поезда, используя свыше 20 специализированных инструментов, включая шаблоны, зеркала и инфракрасные термометры.
  • В обязанности входит также мелкий ремонт на месте, а крупные неисправности передаются на станции для устранения.

Электрожезловая система и развитие безопасности железнодорожного движения 🔔

  • Электрожезловая система, разработанная Даниилом Трекером в начале XX века, стала революцией в сигнализации и блокировке железных дорог России.
  • Система обеспечивала исключение ошибок при отправлении составов, предотвращала наличие на перегоне более одного поезда, связывая станции через электрические жезлы.
  • Принцип работы — передачей ключа между станциями, контролирующего возможность отправки поезда, с автоматическим запрещением «двойного» отправления.
  • Система используется до сих пор на ряде российских линий, где она показала высокую надёжность и безопасность.
  • Трекер получил высокие награды за свои изобретения и развитие железнодорожной сигнализации.

Особенности инструкции по отправлению поездов 📋

  • Строго запрещено отправлять поезд с пригласительного сигнала на однопутный перегон или неправильный путь на двухпутном перегоне.
  • Отправление допускается только после получения подтверждения от диспетчера или сигналами блокировки.
  • Если выходной сигнал открыт, а поезд не отправился, сигнал должен быть закрыт, а о задержке сообщено станции приёма.
  • В особых случаях возможно повторное открытие сигналов по разрешению диспетчера.
  • При неисправностях оборудования ответственность лежит на дежурных по станции, что требует высокой концентрации и точности их работы.

Безопасность движения через населённые пункты и поведение людей 🚶‍♂️🚸

  • Переходы через пути должны быть оборудованы и обслуживаться, чтобы минимизировать риски для пешеходов и работников.
  • Частая проблема — «зацепинг» (прицепывание к поездам ради развлечения), что крайне опасно и может привести к травмам или гибели.
  • Наблюдается высокая опасность из-за детей, играющих рядом с железной дорогой в малых населённых пунктах.

«…опасность начинается в момент, когда поезд начинает движение, и человек под вагоном не успевает завершить задуманное.»

«…для машиниста доступен лишь рынок светофорных сигналов, но не детали маршрута, поэтому станции и дежурные выполняют критичную функцию обеспечения безопасности.»

«…электрожезловая система — уникальный российский вклад, который продолжает обеспечивать безопасность на железных дорогах и по сей день.»


Лекция напоминает, что соблюдение всех перечисленных мер — основа безопасного и надежного железнодорожного движения.