Содержание
- Краткое резюме
- Опасные факторы при отправлении поездов 🚆
- Подготовка к отправлению: ключевые процедуры ⚙️
- Контроль стрелочных переводов 🔧
- Роль осмотрщика вагонов и технический контроль 🔍
- Электрожезловая система и развитие безопасности железнодорожного движения 🔔
- Особенности инструкции по отправлению поездов 📋
- Безопасность движения через населённые пункты и поведение людей 🚶♂️🚸
Краткое резюме
- Безопасность при отправлении поездов зависит от множества факторов: изменение скорости, множество операций с составом, особенности движения по стрелкам и изменения состава поезда.
- Ошибки в маршрутизации и несоответствия направления движения могут привести к авариям.
- Технический и коммерческий осмотр подвижного состава — ключевые этапы перед отправлением.
- Контроль стрелочных переводов включает механическое и электрическое запирание для предотвращения ошибок.
- Электрожезловая система, изобретённая Даниилом Трекером, стала прорывом в железнодорожной безопасности и используется до сих пор.
- Особое внимание уделяется проверке тормозов, ограждению последнего вагона и контролю свободности перегона.
- Для машиниста доступна ограниченная информация маршрута, что требует строжайших процедур на станции.
- Движение через населённые пункты сопряжено с дополнительными рисками из-за пешеходов и нарушителей.
Опасные факторы при отправлении поездов 🚆
-
Изменение скорости
От статичной (0 км/ч) к движению — это основной опасный момент. Масса состава, внезапный старт могут привести к травмам, особенно если кто-то находится под вагоном при начале движения. -
Множество операций с поездом на стоянке
Пассажирская посадка/высадка, осмотр состава, техническое обслуживание — все эти взаимодействия требуют четкого оповещения и обеспечения безопасных позиций для персонала и пассажиров. -
Изменение траектории движения по стрелочным переводам
Стрелки усиливают нагрузки на колёсные пары, создают центробежные силы, увеличивают износ, а неправильное направление стрелок может привести к встречному движению и столкновениям. -
Изменения в составе поезда
Прицепка, отцепка вагонов, замена локомотива влияют на целостность тормозной магистрали и общую электроснабжающую систему состава. Нарушения технологий ведут к серьезным неисправностям. -
Риск враждебных маршрутов
Перекрывающиеся маршруты маневровых и основных поездов на одной станции создают угрозу столкновений из-за ошибок в диспетчерском управлении или маневрах. -
Ограниченный объем информации у машиниста
Машинист получает только базовые сигналы светофоров и не знает всех деталей маршрута (десятки стрелочных переводов), кроме того, наблюдая движение на станции, сложно своевременно реагировать на опасности. -
Движение через населенные пункты
Пешеходы, дети и прицепившиеся к поездам нарушители могут стать причиной аварийных ситуаций.
Подготовка к отправлению: ключевые процедуры ⚙️
- Проверить, что маршрут отправления полностью готов: все стрелочные переводы заперты, маневры запрещены, технический и коммерческий осмотр завершены.
- Убедиться в свободности перегона или первого блок-участка (в зависимости от типа автоматической блокировки).
- Для двунаправленных перегонов строго соблюдать однонаправленное движение.
- После прицепки/отцепки вагонов и смены локомотива обязательно опробовать тормоза, чтобы вся тормозная система работала синхронно.
- Проверить наличие ограждения последнего вагона — визуальный индикатор комплектности состава для персонала и служб станции.
Контроль стрелочных переводов 🔧
- Стрелочные переводы должны иметь механическое запирание: накладку с навесным замком или электропривод с кулачковым запирающим механизмом.
- Механизм контролирует, что остряк невозможно случайно сдвинуть, обеспечивая однозначное положение стрелки.
- Запирающее реле исключает открытие стрелок на несколько маршрутов одновременно.
- Маневры на стрелках маршрута отправления должны быть прекращены до отправления поезда.
Роль осмотрщика вагонов и технический контроль 🔍
- Профессия осмотрщика вагонов возникла после первых железнодорожных аварий конца XIX века, когда было введено жесткое техобслуживание подвижного состава.
- Осмотрщики проверяют вагонный парк на наличие повреждений, трещин, износа, остановок тормозов, крепежных элементов — зачастую мелкие дефекты слышны по звуку при постукивании молотком.
- Рабочий день осмотрщика длится 12 часов, за это время он проходит до километра поезда, используя свыше 20 специализированных инструментов, включая шаблоны, зеркала и инфракрасные термометры.
- В обязанности входит также мелкий ремонт на месте, а крупные неисправности передаются на станции для устранения.
Электрожезловая система и развитие безопасности железнодорожного движения 🔔
- Электрожезловая система, разработанная Даниилом Трекером в начале XX века, стала революцией в сигнализации и блокировке железных дорог России.
- Система обеспечивала исключение ошибок при отправлении составов, предотвращала наличие на перегоне более одного поезда, связывая станции через электрические жезлы.
- Принцип работы — передачей ключа между станциями, контролирующего возможность отправки поезда, с автоматическим запрещением «двойного» отправления.
- Система используется до сих пор на ряде российских линий, где она показала высокую надёжность и безопасность.
- Трекер получил высокие награды за свои изобретения и развитие железнодорожной сигнализации.
Особенности инструкции по отправлению поездов 📋
- Строго запрещено отправлять поезд с пригласительного сигнала на однопутный перегон или неправильный путь на двухпутном перегоне.
- Отправление допускается только после получения подтверждения от диспетчера или сигналами блокировки.
- Если выходной сигнал открыт, а поезд не отправился, сигнал должен быть закрыт, а о задержке сообщено станции приёма.
- В особых случаях возможно повторное открытие сигналов по разрешению диспетчера.
- При неисправностях оборудования ответственность лежит на дежурных по станции, что требует высокой концентрации и точности их работы.
Безопасность движения через населённые пункты и поведение людей 🚶♂️🚸
- Переходы через пути должны быть оборудованы и обслуживаться, чтобы минимизировать риски для пешеходов и работников.
- Частая проблема — «зацепинг» (прицепывание к поездам ради развлечения), что крайне опасно и может привести к травмам или гибели.
- Наблюдается высокая опасность из-за детей, играющих рядом с железной дорогой в малых населённых пунктах.
«…опасность начинается в момент, когда поезд начинает движение, и человек под вагоном не успевает завершить задуманное.»
«…для машиниста доступен лишь рынок светофорных сигналов, но не детали маршрута, поэтому станции и дежурные выполняют критичную функцию обеспечения безопасности.»
«…электрожезловая система — уникальный российский вклад, который продолжает обеспечивать безопасность на железных дорогах и по сей день.»
Лекция напоминает, что соблюдение всех перечисленных мер — основа безопасного и надежного железнодорожного движения.