Содержание
Краткое резюме
- Перегон — участок пути между станциями, длина которого может измеряться от нескольких до сотен километров.
- Основные опасности движения поездов по перегонам: низкая видимость, высокая скорость, большой тормозной путь, круглосуточная эксплуатация, близкое расположение встречных путей, редкий контроль инфраструктуры, смешанное движение пассажирских и грузовых поездов, ограниченный контроль службы движения и возможность повреждений поездов на ходу.
- Скорость движения: грузовые поезда — до 100 км/ч, пассажирские — до 140 км/ч (за исключением высокоскоростных участков).
- Для обеспечения безопасности важно организовывать стыковку поездов с разной скоростью по станциям или разъездам.
- Средний интервал движения на двухпутных электрифицированных участках — около 10 минут, максимальная пропускная способность — 6 пар поездов в час в каждую сторону.
Обеспечение безопасности движения поездов по перегону
Понятие и характеристики перегона
Перегон — это участок пути от одной станции до другой. Длина перегона может сильно варьироваться: от нескольких километров до нескольких десятков и даже сотен. Разные длины перегона влияют на особенности организации движения и безопасность поездов.
Основные опасные факторы при движении по перегону
-
Низкая дальность видимости
Машинист не всегда может видеть достаточно далеко вперёд, что затрудняет своевременное реагирование на препятствия или сигналы. -
Высокая скорость движения 🚄
Для поддержания пропускной способности железных дорог поезда движутся с высокой скоростью:- Грузовые — до 100 км/ч,
- Пассажирские — до 140 км/ч.
Высокая скорость приводит к значительному увеличению длины тормозного пути, которая зачастую превышает дальность видимости машиниста.
-
Длина тормозного пути и её связь с дальностью видимости
Из-за длины тормозного пути часто невозможно затормозить вовремя при неожиданной помехе, если видимость недостаточна. -
Круглосуточный режим движения
Железнодорожное движение ведётся без остановок — днём и ночью, что требует постоянного контроля и готовности к экстренным ситуациям. -
Малое расстояние между путями встречного направления
Чтобы снизить стоимость строительства, пути расположены близко друг к другу, что увеличивает риски при авариях и усложняет организацию безопасности. -
Редкий контроль состояния инфраструктуры на перегонах
В отличие от станций, где присутствуют обслуживающие специалисты, на перегонах инспекции и ремонты проводятся нерегулярно, что повышает вероятность технических неисправностей. -
Смешанное движение пассажирских и грузовых поездов 🚂
Различия в массе, длине тормозного пути и скорости требуют чёткой координации графика движения.«Поезда с большей скоростью не могут безопасно обогнать более медленные, если не организована стыковка на станциях и разъездах.»
Это создаёт проблему постоянного догоняния поездов друг друга на перегоне, что усложняет обеспечение стабильного безопасного интервала.
-
Ограниченные возможности контроля со стороны службы движения
Контроль основывается на технических средствах наблюдения и поездной радиосвязи, но он ограничен и не всегда позволяет полностью контролировать ситуацию на перегоне. -
Возможность повреждений поездов на ходу
Технические неисправности и повреждения во время движения приводят к серьёзным последствиям, требующим оперативных и сложных мер устранения.
Организация и особенности движения поездов на примере
В видео показано движение поездов по двухпутному электрифицированному перегону с контактной сетью постоянного тока и электровозами ВЛ10.
- Поезда движутся в обоих направлениях по отдельным путям.
- Светофоры информируют машинистов о состоянии пути и следующих станциях, позволяя ориентироваться в графике движения.
- Скорость набирается постепенно после отправления со станции.
- Перегон проходит через природную местность, например, лес — дополнительные факторы, влияющие на видимость и безопасность.
Интенсивность и пропускная способность
- На двухпутных электрифицированных линиях средний интервал между поездами составляет около 10 минут (примерно 6 поездов в час в одну сторону).
- Максимальная пропускная способность таких участков — 6 пар поездов в час в каждом направлении.
«Интервалы движения на современных электрифицированных участках достигают минимальных значений, что требует высокого уровня организации и контроля.»
Обеспечение безопасности движения на перегонах — сложный многокомпонентный процесс, требующий учёта всех перечисленных факторов, оптимизации скоростей и маршрутизации, а также регулярного технического обслуживания сети.