Video Thumbnail

БТПиТС 4 1

Антон Ходкевич08:45
https://www.youtube.com/watch?v=AjfkLvQDBV0

Содержание

Краткое резюме

  • Перегон — участок пути между станциями, длина которого может измеряться от нескольких до сотен километров.
  • Основные опасности движения поездов по перегонам: низкая видимость, высокая скорость, большой тормозной путь, круглосуточная эксплуатация, близкое расположение встречных путей, редкий контроль инфраструктуры, смешанное движение пассажирских и грузовых поездов, ограниченный контроль службы движения и возможность повреждений поездов на ходу.
  • Скорость движения: грузовые поезда — до 100 км/ч, пассажирские — до 140 км/ч (за исключением высокоскоростных участков).
  • Для обеспечения безопасности важно организовывать стыковку поездов с разной скоростью по станциям или разъездам.
  • Средний интервал движения на двухпутных электрифицированных участках — около 10 минут, максимальная пропускная способность — 6 пар поездов в час в каждую сторону.

Обеспечение безопасности движения поездов по перегону

Понятие и характеристики перегона

Перегон — это участок пути от одной станции до другой. Длина перегона может сильно варьироваться: от нескольких километров до нескольких десятков и даже сотен. Разные длины перегона влияют на особенности организации движения и безопасность поездов.


Основные опасные факторы при движении по перегону

  1. Низкая дальность видимости
    Машинист не всегда может видеть достаточно далеко вперёд, что затрудняет своевременное реагирование на препятствия или сигналы.

  2. Высокая скорость движения 🚄
    Для поддержания пропускной способности железных дорог поезда движутся с высокой скоростью:

    • Грузовые — до 100 км/ч,
    • Пассажирские — до 140 км/ч.

    Высокая скорость приводит к значительному увеличению длины тормозного пути, которая зачастую превышает дальность видимости машиниста.

  3. Длина тормозного пути и её связь с дальностью видимости
    Из-за длины тормозного пути часто невозможно затормозить вовремя при неожиданной помехе, если видимость недостаточна.

  4. Круглосуточный режим движения
    Железнодорожное движение ведётся без остановок — днём и ночью, что требует постоянного контроля и готовности к экстренным ситуациям.

  5. Малое расстояние между путями встречного направления
    Чтобы снизить стоимость строительства, пути расположены близко друг к другу, что увеличивает риски при авариях и усложняет организацию безопасности.

  6. Редкий контроль состояния инфраструктуры на перегонах
    В отличие от станций, где присутствуют обслуживающие специалисты, на перегонах инспекции и ремонты проводятся нерегулярно, что повышает вероятность технических неисправностей.

  7. Смешанное движение пассажирских и грузовых поездов 🚂
    Различия в массе, длине тормозного пути и скорости требуют чёткой координации графика движения.

    «Поезда с большей скоростью не могут безопасно обогнать более медленные, если не организована стыковка на станциях и разъездах.»

    Это создаёт проблему постоянного догоняния поездов друг друга на перегоне, что усложняет обеспечение стабильного безопасного интервала.

  8. Ограниченные возможности контроля со стороны службы движения
    Контроль основывается на технических средствах наблюдения и поездной радиосвязи, но он ограничен и не всегда позволяет полностью контролировать ситуацию на перегоне.

  9. Возможность повреждений поездов на ходу
    Технические неисправности и повреждения во время движения приводят к серьёзным последствиям, требующим оперативных и сложных мер устранения.


Организация и особенности движения поездов на примере

В видео показано движение поездов по двухпутному электрифицированному перегону с контактной сетью постоянного тока и электровозами ВЛ10.

  • Поезда движутся в обоих направлениях по отдельным путям.
  • Светофоры информируют машинистов о состоянии пути и следующих станциях, позволяя ориентироваться в графике движения.
  • Скорость набирается постепенно после отправления со станции.
  • Перегон проходит через природную местность, например, лес — дополнительные факторы, влияющие на видимость и безопасность.

Интенсивность и пропускная способность

  • На двухпутных электрифицированных линиях средний интервал между поездами составляет около 10 минут (примерно 6 поездов в час в одну сторону).
  • Максимальная пропускная способность таких участков — 6 пар поездов в час в каждом направлении.

«Интервалы движения на современных электрифицированных участках достигают минимальных значений, что требует высокого уровня организации и контроля.»


Обеспечение безопасности движения на перегонах — сложный многокомпонентный процесс, требующий учёта всех перечисленных факторов, оптимизации скоростей и маршрутизации, а также регулярного технического обслуживания сети.