Video Thumbnail

Лекция 10, Динамически процессы в малой группе, Андреева Г.М.

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова01:17:30
https://www.youtube.com/watch?v=6F4vokuKQzo

Содержание

Краткое резюме

  • В малой группе динамические процессы отражают переход от формирования группы к её функционированию через явления комфортности, давления и сплочённости.
  • Теория деятельностного опосредствования Петровского рассматривает сплочённость как результат совместной деятельности и включает три слоя групповой структуры: эмоциональные отношения, ценностно-ориентационное единство и единство целей.
  • Лидерство в малой группе — это социально-психологический феномен, отличающийся от понятия руководителя, и связано с выдвижением членов группы в управленческие позиции.
  • Существуют три основные теории происхождения лидерства: теория черт, ситуационная теория и систематическая (синтетическая) теория.
  • Эксперимент Курта Левина выявил три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный, каждый из которых эффективен в разных условиях.
  • Процесс принятия группового решения — динамический процесс, где групповая дискуссия играет ключевую роль, повышая вероятность принятия эффективных решений.
  • Существуют различные методы групповой дискуссии, включая мозговой штурм и синектику, направленные на генерацию и отбор идей.
  • Эффективность групповых решений зависит от ситуации, качества группы и задачи, при этом известны феномены, влияющие на результаты, такие как сдвиг риска и групповое мышление (groupthink).

Динамические процессы в малой группе: сплочённость и теория Петровского

Динамические процессы в малой группе включают формирование комфортного психологического пространства для каждого участника, оказывание давления группы на индивида и развитие сплочённости. Сплочённость — это процесс углубления взаимосвязей внутри группы, когда группа начинает эффективно функционировать с полностью сформированным составом.

В отечественной социальной психологии Артур Владимирович Чемпровский на основе теории деятельностного опосредствования выделил три слоя групповой структуры:

  1. Эмоциональный слой — базируется на эмоциональных отношениях между членами, выражающихся в чувствах привязанности, симпатии или антипатии. Этот слой измеряется с помощью социометрии и отражает степень эмоциональной сплочённости.

  2. Ценностно-ориентационный слой — характеризует сходство ценностных ориентаций, которое формируется через совместную деятельность, но не предполагает однородности ценностей по всем параметрам, а лишь по тем, что связаны с деятельностью группы.

  3. Цель деятельности — высший уровень групповой структуры, когда члены группы принимают общие цели как свои собственные, что соответствует высокой степени сплочённости.

«Сплочённость развивается не просто как эмоциональная привлекательность группы, а как результат совместной деятельности, интегрирующей все групповые отношения.»

Многочисленные исследования подтверждают, что совместная деятельность является основной детерминантой сплочённости группы.


Лидерство и руководитель: различия и характеристики

Явление лидерства в малой группе — это динамический процесс, когда некоторые участники выдвигаются с целью управления групповыми отношениями и деятельностью. В русскоязычной литературе важно различать понятия лидер и руководитель:

  • Лидер — психологический феномен, человек, стихийно выдвинутый группой, связанный с внутренней динамикой группы.
  • Руководитель — социальная роль, формально назначенный или выбранный представитель группы, связывающий её с внешней социальной структурой.

Лидерство нестабильно и зависит от конкретных ситуаций, тогда как руководство более формально и устойчиво.

Теории происхождения лидерства

  1. Теория черт (харизматическая теория): лидер обладает врождёнными качествами или харизмой — набором черт, приписываемым по-разному разными исследователями. Однако универсального списка лидерских черт не существует.

  2. Ситуационная теория: лидерские качества проявляются и актуализируются только в конкретных ситуациях. Смелость, ответственность и другие качества реализуются лишь при определённых условиях.

  3. Систематическая теория (синтетический подход): лидерство как функция взаимодействия личностных черт и ситуации. Концепция Кричевского рассматривает лидерство как ценностный обмен — лидер получает высокую оценку и авторитет от группы за вклад в её жизнь, получая в обмен право на особенности поведения, включая нарушение норм.

«Лидером становится тот, кто ярче всего воплощает ценности группы и получает высокий авторитет в обмен на вклад в её деятельность.»


Стили лидерства: эксперимент Курта Левина

В классическом эксперименте с тремя группами подростков были выделены три стиля лидерства:

  • Авторитарный — руководитель даёт чёткие распоряжения, дистанцируется от группы, акцент на контроль.
  • Демократический — лидер вовлекает участников в обсуждение, поддерживает сотрудничество и понимание целей.
  • Либеральный (попустительский) — лидер практически не вмешивается, позволяет группе действовать самостоятельно.

Результаты эксперимента показали, что демократический стиль является оптимальным для творческих и коллективных задач, однако авторитарный стиль эффективен в ситуациях жестких требований и кризисов.

В практике наблюдается смешение стилей, а также разделение лидеров на тех, кто ориентирован на задачу, и тех, кто сосредоточен на межличностных отношениях в группе.


Процесс принятия группового решения

Это динамический процесс, в ходе которого происходит изменение отношений между членами группы. Ключевую роль играет групповая дискуссия:

  • В эксперименте Курта Левина был показан эффект групповой дискуссии: пропаганда в формате лекций практически не меняла мнение, а обсуждение в группе приводило к значительному росту принятия новой идеи (37% против 3%).

  • Групповое обсуждение способствует формированию новых норм и более глубокому вовлечению в принятие решения.

Методы групповой дискуссии

  • Мозговой штурм (brainstorming): сначала генерация максимально креативных идей без критики, затем критики анализируют их, отбрасывая недостаточные, формируя итоговое решение.

  • Синектика: обсуждение с применением необычных аналогий и ролей для стимулирования нестандартного мышления и поиска решений.


Когда групповые решения лучше индивидуальных?

Выделяются несколько факторов:

  1. Фаза решения: поисковые и креативные этапы лучше работать индивидуально, а этапы разработки и аргументации — групповым способом.

  2. Качество группы: уровень сплочённости и взаимопонимания влияет на эффективность групповых решений.

  3. Характер задачи: некоторые задачи лучше решать индивидуально, другие — коллективно.

Известны феномены, которые влияют на качество групповых решений:

  • Сдвиг риска — склонность группы принимать более рискованные или консервативные решения по сравнению с индивидуальными.
  • Groupthink (групповое мышление) — тенденция к консенсусу ценой игнорирования альтернатив и критики, приводящая к ошибкам.

Итог

Динамика малой группы — сложный и многогранный процесс, где сплочённость, лидерство и принятие решений тесно связаны с деятельностью группы и особенностями участников. Теоретические подходы отечественных и зарубежных психологов, а также классические эксперименты дают чёткое понимание механизмов, управляющих этой динамикой, что имеет важное значение для эффективной организации групповой работы и управления.