Video Thumbnail

БТПиТС лекция 2 1

Антон Ходкевич10:17
https://www.youtube.com/watch?v=5fZ-pMkB2VY

Содержание

Краткое резюме

  • Безопасность и бесперебойность движения поездов обеспечиваются строгим исполнением правил и инструкций, включая правила эксплуатации железных дорог и инструкции по сигнализации и движению поездов.
  • Основная причина аварий — ошибки человека, поэтому для защиты используются технические средства.
  • Поезд — сформированный и сцепленный состав вагонов с локомотивом(ами), каждому поезду присваивается уникальный номер, который не меняется до расформирования.
  • Огни головы и хвоста поезда имеют стандартизированное обозначение для правильной идентификации поездов, особенно при движении по правильному или неправильному пути.
  • Маневровая работа на станции включает перемещение вагонов и локомотивов и подчиняется жестким правилам и распределению ответственности.
  • Главная ответственность за безопасность маневров лежит на составителе поездов.

Основные правила и их значение в безопасности движения 🚆

Обеспечение безопасности и бесперебойности движения поездов базируется на четком исполнении установленных инструкций и правил. В России основным нормативным документом являются правила эксплуатации железных дорог, которые обязательны для всех подразделений и работников федеральной железнодорожной службы.

Важную роль играют также приложения к этим правилам, среди которых выделяются:

  • Инструкция по сигнализации железных дорог РФ — обязательна для всех работников, требует строгое исполнение сигналов для безопасного маневрового и основных видов движения.
  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе — опирается на знание и точное выполнение установленных требований гражданами, участвующими в железнодорожных операциях.

«Большая часть аварий происходит из-за ошибок человека, и техника служит для их предотвращения.»


Влияние человеческого фактора и роль техники

Историческая мудрость гласит, что человеку свойственно ошибаться («...человеку свойственно ошибаться»). Именно человеческие ошибки являются главным источником аварий и аварийных ситуаций на железных дорогах.

Для минимизации риска ошибки человека используются технические средства и оборудование — сигнализация, автоматика и другие механизмы для контроля технологических процессов.


Что такое поезд и как он формируется 🚂

Поезд — это состав из сцепленных вагонов с одним или несколькими локомотивами или моторными вагонами, направленный к определённому пункту. Локомотивы без вагонов, а также моторные вагоны, движущиеся по перегону, также рассматриваются как «поезд».

Каждому грузовому поезду на станции формирования присваивается уникальный номер, который сохраняется до станции расформирования.

Пример: пассажирский поезд №1, следующий от Владивостока до Москвы, — номер «1» — это номер нитки в графике движения поездов, который может использоваться для нескольких поездов одновременно. Поэтому для точного учёта используется индекс.


Обозначение голов и хвостов поездов по сигналам 🚦

Для обеспечения правильного определения поездов по сигналам применяются установленные правила светового обозначения:

  • Голова поезда при движении по правильному пути днем и ночью освещается одним прозрачным или двумя белыми горящими огнями.
  • Хвост поезда при движении по однопутным участкам и неправильному пути обозначается красными огнями справа.
  • При движении по неправильному пути голова показывает красные огни с левой и правой стороны.
  • Пассажирский и грузовой поезда имеют различные особенности в обозначении хвоста — пассажирский поезд, например, должен иметь три красных огня.

«Если установленные сигналы не соблюдены — состав не считается поездом.»


Маневровая работа: организация и ответственность ⚙️

Маневровая работа — это любые перемещения вагонов, локомотивов и сформированных составов на станции: формирование, сортировка, подача и уборка вагонов для погрузки и выгрузки.

Руководителем маневров является дежурный по станции, но главным ответственным за правильность и безопасность работы — составитель поездов, а не диспетчер.

Составитель поездов:

  • Подготавливает маршруты движения,
  • Контролирует выполнение маневров,
  • Отвечает за сохранность и правильную закрепленность вагонов.

Различают виды маневров:

  • Формирование поездов,
  • Сортировка вагонов по назначению,
  • Подготовка составов к движению,
  • Перестановки и перемещения внутри станции.

Таким образом, безопасность движения поездов и эффективность работы железнодорожного транспорта строятся на строгом соблюдении нормативов, правильном обучении персонала и использовании технических средств, которые минимизируют риски, связанные с человеческими ошибками. 🚉