Video Thumbnail

Как понять Фокусное Расстояние | портрет на 24мм?

Maxim Gustarev18:41
https://www.youtube.com/watch?v=3LVxkpWwJK4

Содержание

Краткое резюме

В видео Максим Густарев разрушает стереотипы о классических портретных объективов и делится своим опытом съемки портретов на широкоугольные объективы, особенно на 24 мм и даже 20 мм. Он объясняет, почему расстояние между фотографом и моделью — ключевой параметр для создания реалистичной и живой фотографии, а не только выбор фокусного расстояния. Широкоугольники дают уникальную возможность снимать портреты с близкого расстояния, сохраняя объем и перспективу, и добавляют больше информации и динамизма в кадр. В то время как классические портретники (85 мм, 50 мм) более удобны для классических, статичных портретов с размытием фона, широкие углы расширяют творческие возможности, открывая новые композиционные приемы и эмоции.


Мифы о портретных фокусных расстояниях

Когда говорят о портретной фотографии, большинство сразу думает о классических «портретниках» — 50 мм и 85 мм, и это связано с традициями старой школы фотографии. Однако, как отмечает Максим, фотография — это не математика с жесткими правилами. Портрет — это прежде всего возможность выразить и передать эмоции, характер и атмосферу, и в этом смысле ограничения в фокусных расстояниях бессмысленны.

«Портрет – это не только фотография человека на паспорт, а нечто большее, свободное и смелое, способное раскрыть себя на любые фокусные расстояния.»


Фокусное расстояние и расстояние до модели — ключ к реалистичности

Максим подчеркивает, что главная задача — контролировать расстояние между фотографом и моделью. Это физическая величина, дающая перспективу, знакомую нашим глазам из повседневной жизни.

  • Например, при обычном разговоре тет-а-тет мы находимся примерно в метре друг от друга.
  • Наша жизнь «запрограммировала» мозг воспринимать лица именно с этой перспективы, наполняя их объемом.
  • Если отойти слишком далеко, эффект реализиации пропадает, лицо будет выглядеть плоским и непривычным.

«Перспектива лица и расстояние между вами и человеком в соотношении с расстоянием между человеком и фоном становится для нас каноничными... Такая картинка становится реалистичной, так как она просто реальна.»

Он иллюстрирует это сравнением с Луной: слишком большое расстояние делает объем объекта (голову) незаметным, и перспектива теряется.


Широкоугольные объективы — новые возможности в портретной фотографии

Максим рассказывает о своем опыте работы на различные объективы — от 14 мм ультраширокоугольных до телевиков — и отмечает важность не только выбора объектива, но умения работать с пространством.

Почему широкоугольник?

  • Позволяет снимать полноростные портреты с меньшего расстояния, сохраняя ощущение объема.
  • Заполняет кадр деталями сцены, модель естественно интегрирована в окружение.
  • Открывает свободу движения вокруг модели: можно снимать сверху, снизу, сбоку — расширяя языковые средства выразительности.
  • Позволяет получить динамичную, живую картинку с акцентом на детали и перспективу.

«Я хочу, чтобы зритель ощутил себя рядом, я должен быть на расстоянии условного метра, и широкий угол мне это позволяет сделать.»

Технические нюансы

  • Дисторсия широкого угла, которой многие боятся, при умелом использовании становится творческим инструментом, способным удлинить ноги или подчеркнуть характеристики тела.
  • Композиция на широкоугольных объективам требует больше усилий, так как в кадре всегда много элементов.
  • 85 мм и похожие «портретники» прощают ошибки и дают «молочный» боке, но ограничивают свободу ракурса и композиции.

Фокусное расстояние нашего зрения — ориентира для портрета

Часто говорится о фокусном расстоянии в 44 мм как о мере, близкой к человеческому зрению. Максим называет это «стартовой точкой» и объясняет, что это расстояние и перспектива часто совпадают с условным метром в портретной съемке.

  • При съемке с расстояния около метра на объектив 44 мм получается объем и перспектива, соответствующая тому, как мы видим человека в реальности.
  • Из классических портретных объективов 35 мм даёт более широкий угол и чуть более «кинематографическую» перспективу.
  • 50 мм — более привычное универсальное портретное решение.
  • Для крупного портрета с реалистичной перспективой на расстоянии метра подходят макрообъективы 100-105 мм.

Пример из репортажа: фикс vs. зум

Максим вспоминает опыт съемки на чемпионате мира по футболу 2018 года, где отказался от традиционных зумов в пользу фикс-объективов 20 мм и 85 мм с диафрагмой f/1.4.

  • Фиксы дают уникальное художественное качество, размытие фона и «пластику» перспективы.
  • Зумы удобны для ловли быстрых моментов, но уступают в художественной выразительности.

«Фикс с дыркой f1.4 дает более художественную картинку... рисунок глубокий, это сама перспектива.»


Итоги выбора фокусного расстояния в портрете

  • Нет жестких правил и «одного правильного» объектива.
  • Важно понимать расстояние съемки и желаемую перспективу.
  • Классические портретники (50, 85 мм) удобны для лицевых крупно- и среднеформатных портретов с мягким боке.
  • Широкоугольники (от 20 мм до 35 мм) расширяют творческие возможности, позволяют снимать весь рост и больше пространства вокруг, создавая живую перспективу.
  • Творчество и эстетика требуют экспериментов и отказа от шаблонов.

Итоги

Максим Густарев предлагает взглянуть на портретную фотографию шире, не ограничиваясь классикой 50 и 85 мм. 📸

  • Расстояние между фотографом и моделью — главный параметр, влияющий на реалистичность и объем портрета.
  • Широкоугольные объективы открывают широту композиционных приемов, позволяют работать с позами, ракурсами и пространством по-новому.
  • Не бойтесь экспериментировать с фокусными расстояниями, снимая портреты на 24 мм и даже 20 мм — это путь к уникальным и живым кадрам.
  • Классические портретники хорошо подходят для эмоциональных, камерных портретов с размытым фоном.

«Я очень надеюсь, что сегодняшняя лекция вас немного вдохновила и вы все-таки не будете стесняться снимать на широкие углы и попытаетесь что-то поэкспериментировать.»

Это видео — призыв художнику-фотографу выйти за рамки привычного и увидеть портрет в новом измерении!