Содержание
- Краткое резюме
- Мифы о портретных фокусных расстояниях
- Фокусное расстояние и расстояние до модели — ключ к реалистичности
- Широкоугольные объективы — новые возможности в портретной фотографии
- Фокусное расстояние нашего зрения — ориентира для портрета
- Пример из репортажа: фикс vs. зум
- Итоги выбора фокусного расстояния в портрете
- Итоги
Краткое резюме
В видео Максим Густарев разрушает стереотипы о классических портретных объективов и делится своим опытом съемки портретов на широкоугольные объективы, особенно на 24 мм и даже 20 мм. Он объясняет, почему расстояние между фотографом и моделью — ключевой параметр для создания реалистичной и живой фотографии, а не только выбор фокусного расстояния. Широкоугольники дают уникальную возможность снимать портреты с близкого расстояния, сохраняя объем и перспективу, и добавляют больше информации и динамизма в кадр. В то время как классические портретники (85 мм, 50 мм) более удобны для классических, статичных портретов с размытием фона, широкие углы расширяют творческие возможности, открывая новые композиционные приемы и эмоции.
Мифы о портретных фокусных расстояниях
Когда говорят о портретной фотографии, большинство сразу думает о классических «портретниках» — 50 мм и 85 мм, и это связано с традициями старой школы фотографии. Однако, как отмечает Максим, фотография — это не математика с жесткими правилами. Портрет — это прежде всего возможность выразить и передать эмоции, характер и атмосферу, и в этом смысле ограничения в фокусных расстояниях бессмысленны.
«Портрет – это не только фотография человека на паспорт, а нечто большее, свободное и смелое, способное раскрыть себя на любые фокусные расстояния.»
Фокусное расстояние и расстояние до модели — ключ к реалистичности
Максим подчеркивает, что главная задача — контролировать расстояние между фотографом и моделью. Это физическая величина, дающая перспективу, знакомую нашим глазам из повседневной жизни.
- Например, при обычном разговоре тет-а-тет мы находимся примерно в метре друг от друга.
- Наша жизнь «запрограммировала» мозг воспринимать лица именно с этой перспективы, наполняя их объемом.
- Если отойти слишком далеко, эффект реализиации пропадает, лицо будет выглядеть плоским и непривычным.
«Перспектива лица и расстояние между вами и человеком в соотношении с расстоянием между человеком и фоном становится для нас каноничными... Такая картинка становится реалистичной, так как она просто реальна.»
Он иллюстрирует это сравнением с Луной: слишком большое расстояние делает объем объекта (голову) незаметным, и перспектива теряется.
Широкоугольные объективы — новые возможности в портретной фотографии
Максим рассказывает о своем опыте работы на различные объективы — от 14 мм ультраширокоугольных до телевиков — и отмечает важность не только выбора объектива, но умения работать с пространством.
Почему широкоугольник?
- Позволяет снимать полноростные портреты с меньшего расстояния, сохраняя ощущение объема.
- Заполняет кадр деталями сцены, модель естественно интегрирована в окружение.
- Открывает свободу движения вокруг модели: можно снимать сверху, снизу, сбоку — расширяя языковые средства выразительности.
- Позволяет получить динамичную, живую картинку с акцентом на детали и перспективу.
«Я хочу, чтобы зритель ощутил себя рядом, я должен быть на расстоянии условного метра, и широкий угол мне это позволяет сделать.»
Технические нюансы
- Дисторсия широкого угла, которой многие боятся, при умелом использовании становится творческим инструментом, способным удлинить ноги или подчеркнуть характеристики тела.
- Композиция на широкоугольных объективам требует больше усилий, так как в кадре всегда много элементов.
- 85 мм и похожие «портретники» прощают ошибки и дают «молочный» боке, но ограничивают свободу ракурса и композиции.
Фокусное расстояние нашего зрения — ориентира для портрета
Часто говорится о фокусном расстоянии в 44 мм как о мере, близкой к человеческому зрению. Максим называет это «стартовой точкой» и объясняет, что это расстояние и перспектива часто совпадают с условным метром в портретной съемке.
- При съемке с расстояния около метра на объектив 44 мм получается объем и перспектива, соответствующая тому, как мы видим человека в реальности.
- Из классических портретных объективов 35 мм даёт более широкий угол и чуть более «кинематографическую» перспективу.
- 50 мм — более привычное универсальное портретное решение.
- Для крупного портрета с реалистичной перспективой на расстоянии метра подходят макрообъективы 100-105 мм.
Пример из репортажа: фикс vs. зум
Максим вспоминает опыт съемки на чемпионате мира по футболу 2018 года, где отказался от традиционных зумов в пользу фикс-объективов 20 мм и 85 мм с диафрагмой f/1.4.
- Фиксы дают уникальное художественное качество, размытие фона и «пластику» перспективы.
- Зумы удобны для ловли быстрых моментов, но уступают в художественной выразительности.
«Фикс с дыркой f1.4 дает более художественную картинку... рисунок глубокий, это сама перспектива.»
Итоги выбора фокусного расстояния в портрете
- Нет жестких правил и «одного правильного» объектива.
- Важно понимать расстояние съемки и желаемую перспективу.
- Классические портретники (50, 85 мм) удобны для лицевых крупно- и среднеформатных портретов с мягким боке.
- Широкоугольники (от 20 мм до 35 мм) расширяют творческие возможности, позволяют снимать весь рост и больше пространства вокруг, создавая живую перспективу.
- Творчество и эстетика требуют экспериментов и отказа от шаблонов.
Итоги
Максим Густарев предлагает взглянуть на портретную фотографию шире, не ограничиваясь классикой 50 и 85 мм. 📸
- Расстояние между фотографом и моделью — главный параметр, влияющий на реалистичность и объем портрета.
- Широкоугольные объективы открывают широту композиционных приемов, позволяют работать с позами, ракурсами и пространством по-новому.
- Не бойтесь экспериментировать с фокусными расстояниями, снимая портреты на 24 мм и даже 20 мм — это путь к уникальным и живым кадрам.
- Классические портретники хорошо подходят для эмоциональных, камерных портретов с размытым фоном.
«Я очень надеюсь, что сегодняшняя лекция вас немного вдохновила и вы все-таки не будете стесняться снимать на широкие углы и попытаетесь что-то поэкспериментировать.»
Это видео — призыв художнику-фотографу выйти за рамки привычного и увидеть портрет в новом измерении!