Video Thumbnail

БТПиТС лекция 1 5

Антон Ходкевич50:46
https://www.youtube.com/watch?v=-3amJ6S6ocU

Содержание

Краткое резюме

  • Безопасность при приёме поездов на станцию зависит от множества факторов: длительное движение без контроля, плотность оборудования у путей, присутствие персонала и прохожих, необходимость движения по стрелочным переводам, одновременно выполняемые манёвры, обязательное снижение скорости и риск проезда станции без остановки.
  • Ключевые технические неисправности связаны с буксовыми узлами: перегрев, возгорания, механические повреждения колёс, которые выявляются с помощью комплексов технических средств (КТС).
  • Особое внимание уделяется визуальному и техническому контролю исправности буксовых узлов и колёс, а также работе датчиков контроля схода подвижного состава (УКСПС).
  • Важна процедура действий при выявлении неисправностей, включая остановку, осмотр и координацию с дежурными и техническими службами.
  • Маневровые движения на соседних маршрутах представляют отдельную опасность, так же как и неплотное прилегание стрелок, что может привести к сходу с рельсов.
  • Скорость на станции нужно обязательно снижать из-за сложностей движения по стрелочным переводам и большого тормозного пути.
  • Проезд станции без остановки несёт повышенные риски, поэтому машинисты подают звуковые сигналы для предупреждения персонала и прохожих.

Основные опасные факторы при приёме поездов на станцию 🚂

  1. Длительное движение по перегону без контроля подвижного состава
    На длинных перегонах, иногда продолжающихся несколько часов, могут возникнуть неисправности, которые становятся критичными именно при приближении к станции.

  2. Плотность устройств у путей станции
    На станции много стрелочных приводов, маневровых светофоров и других устройств, расположенных близко к путям. При возникновении внештатных ситуаций, к примеру, сваливание груза или сход волочащихся предметов, оборудование и персонал оказываются в зоне риска.

  3. Наличие на путях персонала и прохожих
    Станции часто расположены в населённых пунктах, поэтому рядом могут находиться не только железнодорожники, но и обычные люди, что требует особой бдительности.

  4. Движение по стрелочным переводам
    При прохождении по стрелкам колесные пары испытывают дополнительные центробежные нагрузки, из-за чего обязательно требуется снижать скорость.

  5. Одновременные маневровые движения на соседних маршрутах
    Маневровые операции могут приводить к непредвиденным ситуациям, например, откреплению вагонов, которые могут выехать на маршрут движения приближающегося поезда.

  6. Необходимость снижения скорости у станции
    Даже при проходе без остановки скорость должна быть снижена из-за повышенных требований безопасности.

  7. Проезд станции без остановки (сквозной проезд)
    Одновременное переключение маршрутов приём-отправление без остановки увеличивает риски и усложняет контроль.


Проблемы буксовых узлов и технический контроль 🔧🔥

  • Перегрев буксового узла приводит к разрушению подшипников и даже возгоранию смазки внутри. Нагрев может достигать нескольких сотен градусов, что видно на инфракрасных съёмках. При вскрытии герметичной буксы, куда попадает кислород, начинается интенсивное горение. Без замены узла дальнейшее движение невозможно.

  • Другие неисправности колёс: заклинивание и истирание обода, что приводит к деформации и искрениям, создающим угрозу возгорания, особенно если перевозятся горючие материалы.

  • Для диагностики используются Комплексы технических средств (КТС), которые мониторят температуру и состояние буксовых узлов.

«При выявлении тревожных показаний машинист обязан немедленно остановить поезд и провести осмотр поезда с участием специалистов.»


Процедура осмотра и действия при неисправностях

  • Машинист визуально и на ощупь проверяет буксовые узлы, колёса и другие компоненты на признаки перегрева, утечки смазки, деформаций и запаха гари.

  • Осмотр приостанавливает движение подвижного состава, информирует дежурного станции, и в случае подтверждения неисправностей определяется дальнейший порядок действий.

  • При невозможности связи машинист передаёт информацию другим поездам, действующим в том же направлении, для предотвращения аварий.


Контроль схода подвижного состава и состояние оборудования ⚙️

  • Для предотвращения схода используется устройство контроля схода подвижного состава (УКСПС), которое при повреждениях автоматически останавливает поезд.

  • Особое внимание уделяется креплению питательных магистралей, сплинтам и страховочным тросикам, чтобы детали не выпадали на путь и не создавали препятствий.

  • При обнаружении неисправностей машинист вправе применять служебное торможение и подать предупредительные сигналы.


Опасность присутствия людей у путей и необходимость экстренного торможения 🚸

  • Прохожие на путях, особенно на оживлённых станциях, создают серьёзную угрозу. Машинист обязан применять экстренное торможение при риске столкновения.

«Если машинист не применил экстренное торможение при опасной ситуации с прохожими, он несёт уголовную ответственность.»


Риски, связанные со стрелочными переводами и маневровыми действиями

  • Неплотное прилегание остряка к рельсу ведёт к сходу колесных пар и нарушению нормального движения, что требует либо подъёма вагонов с помощью аварийных составов, либо сложных восстановительных работ.

  • Контроль положения стрелок осуществляется ДСП, электромеханиками и другими специалистами, с обязательной регистрацией всех действий в журналах.

  • При наличии неисправностей применяются специальные процедуры с частичным закрытием маршрутов и уведомлением всех служб.

  • Одновременные манёвры могут причинять аварии: примеры — столкновения маневрового локомотива с поездом или сход вагонов, что требует немедленного вмешательства специалистов МЧС и железнодорожников.


Снижение скорости и тормозной путь на станции 🚦

  • Поезд, подъезжающий к станции, всегда должен замедляться, так как длина тормозного пути значительна — тормозить нужно начиная за большое расстояние.

  • Нередко на перегоне тормоза используются неактивно, что повышает риск несвоевременной остановки.


Проезд станции без остановки: особенности и риски

  • При проезде станции без остановки (когда маршрут приёма сразу переходит в маршрут отправления) машинисту сложно полностью контролировать состояние стрелочных переводов и наличие людей на путях.

  • Чтобы минимизировать риск, все машинисты подают звуковые сигналы при проезде станции на проход без остановки.

«Гудок — сигнал на всякий случай, если кто-то забыл сойти с путей или остался в опасной зоне.»


Таким образом, обеспечение безопасности при приёме поездов на станцию — это комплекс технических, организационных и личных мер, направленных на предотвращение аварийных ситуаций как со стороны техники, так и из-за факторов окружающей среды и человеческого фактора.